Задание: запишите в один столбик ассоциации со словом «мужчина», в другой – со словом «женщина». Какие черты их объединяют, а какие делают совершенно различными? Чего больше: сходства или различия? Сделайте общий вывод.
Читая Платонова, так и видишь перед собой индустриальный пейзаж с перспективой железнодорожных путей в сизой дымке и безлюдную деревню за околицей. Писатель сам говорил, что «рабочий класс - это моя родина», и был потомственным рабочим из тех, кто рано взрослеет от физического труда. «Рабочая аристократия» 20-го века, вышедшая из железнодорожных и часовых мастерских, воображала себе мир в виде огромного завода и бесконечной стройки. Нам сейчас трудно представить старую систему образования, но Андрей Платонович Платонов доучился до аттестата зрелости еще при царском режиме. Вошел в новый мир образованным молодым человеком. Рабочим он был до и после революции, а рабкором и журналистом долгое время работал только по совместительству. Считал себя пламенным трибуном «передового» класса: «...на что нужны куры кровному электромеханику?». Но убежденный пролетарий все-таки был уже знаком с новейшей западной философией и поэзией «серебряного века». Философская поэтика выстроила в голове писателя романтический образ Царства Справедливости, тесно связанного с еще не расколотой Вселенной, но уже без «игрушечного бога». Мир железа и огня, скоростей и сил поддается только силе. Вот эта сила уже играет в руках Платонова. Он землеустроитель-мелиоратор и инженер-строитель, переустройство мира для него совсем близко, как победа мировой революции. Паровоз марки «ИС» - «Иосиф Сталин» - одним видом своим вызывает у Платонова воодушевление, «как при первом чтении стихов Пушкина». Но вот железный локомотив прогресса и его непогрешимый усатый «машинист» на глазах у Платонова начинают сминать людей. Платонов растерян, смущен и непривычно долго молчит с оценкой нового поворота колеи истории. Приобщение к новой жизни слишком дорого дается народу. Ясно, что «паровозов можно наделать сколько угодно, а песню... сделать нельзя». «Мы наш, мы новый мир» построили бездушными машинами, а человеку душа в таком мире как бы и не нужна. Машина ведь и без души ходит, только угольку в топку подбросишь. «Угольку» искреннего энтузиазма кочегар Платонов в свое время немало закинул в топку юных душ. Раскочегаренная машина ревела и пожирала свои первые жертвы.
Авторы великих антиутопий писали их умозрительно, а вот Платонов сам участвовал в строительстве величайшей из Утопий. Первым забил тревогу его «Усомнившийся Макар»: «Даешь душу, раз ты изобретатель!». В «Ювенильном море», «Котловане» и «Чевенгуре» перед строителями нового мира уже кипит адский вулкан, а сами люди ютятся на краю разверстой пропасти. После прочного становления в 30-х годах Союза советских писателей Платонова больше не печатают. Южанин из Воронежа тянется на жаркий Восток, чтобы забыться от советского литературного мира и насильственного отчуждения от читателя. Там он пишет рассказы «Джан» и «Такыр». «Джан» - это «душа» на наречии гонимого по пустыне народа, а такыр - прочная корка растрескавшейся глины, сковывающая все живое. Она превращает пустыню в аллегорию смерти. Писатель словно предрекал, что его произведения пробьются к людям из-под цензурного такыра, как «древнее реликтовое растение», «значения которого не понимала» даже героиня этого рассказа Джумаль. Она вернулась к родным могилам и заповеднику реликтовых растений, чтобы вновь обрести и понять потерянную родину, что, собственно говоря, предстоит сделать и нынешнему молодому поколению.
Борису Годунову выпало управлять страной в один из самых тяжелейших этапов в истории России. Прерывание династии Рюриковичей сильно сказалось на авторитете монарха, и самому Годунову приходилось регулярно бороться с самозванцами и восстаниями. Несмотря на всю сложность внутриполитической ситуации, Годунов провел несколько важных реформ, оказавших воздействие на дальнейшую историю страны. К тому же, новый правитель пытался ликвидировать ужасающие последствия неразумного правления своего предшественника, но все эти меры тонули в омуте народного недовольства.
ПЛЮСЫМИНУСЫ
Личные качества
Крупный государственный деятель, талантливый политик, осторожность и настойчивость. Знал несколько иностранных языков, имел прекрасную библиотеку. Был чужд косности и предрассудков. Надеялся установить мир и процветание. Стремился ликвидировать культурное отставание России от Запада, чутко реагировал на многие новые веяния эпохи. Стремился быть «идеальным царем», заботившимся о стабильности общества в целом, об интересах государства.
Выдвинулся как фаворит Ивана IV, ловкий царедворец. Его политические воззрения несли на себе явный отпечаток опричных и после опричных времен. Он поощрял доносы, затевал интриги, часто прибегал к репрессиям. Ссылка и насильственное пострижение в монахи – излюбленные приемы. Главный аргумент – ссылка на традицию (средневековое общество мало восприимчиво к нововведениям). Оказался невостребованным. Упорные слухи о причастности к убийству царевича Дмитрия
Его погубила изматывающая борьба за сохранение и укрепление собственной власти:
Утрата фаворитом своего высокого положения означало в те времена, скорее всего не только гибель его самого, но и тяжкие испытания, бесчестие для всей его многочисленной родни.
«Худородный» Годунов проявил незаурядное искусство интриги стремление единолично властвовать вопреки всему. Истребление кланов Шуйских и Бельских.
Внутренняя политика
Отказ от политики массового террора;
Стремление консолидировать весь класс землевладельцев;
Меры во время голода:
Разрешение перехода крестьян от одного владельца к другому
Освобождение холопов, которых землевладелец не мог прокормить
Бесплатная раздача хлеба
Организация работ, оплачиваемых хлебом
Твердые цены, наказание спекулянтов
Поддерживал посадское население, облегчал положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Делал все возможное для оживления катастрофически упавших ремесел и торговли.
Широкое строительство городов в Поволжье
Поддержал освобождение православной церкви от формальной зависимости от Константинополя; 1589 – учреждение патриаршества.
Использование репрессий в политических целях;
Дальнейшее закрепощение крестьянства. Была усилена зависимость холопов. Кабальные холопы потеряли право получить свободу, уплатив долг, и оставались в зависимости до смерти господина. Свободный человек, поступивший на работу по найму, после полугода службы превращался в настоящего холопа;
1601—1603 – голод. Только в Москве погибли 127 тыс.человек. Всего вымерло около 1/3 населения;
Не добился массовой поддержки, постоянно ощущал непрочность положения;
Переоценил возможности аппарата и недооценил силу пассивного сопротивления аристократии любым сомнительным или вредным с ее точки зрения нововведениям.
Внешняя политика
Укреплял и расширял границы страны. Улучшил оборонительные сооружения Москвы и Смоленска. Соловецкий монастырь стал неприступной крепостью. Возрос международный авторитет России. Избегал войн с соседями (15-летнее перемирие с Польшей). Россия получила Иван город, Ям, Копорье, выход к балтийскому морю. Расширение международных связей.
Репрессии:
Мучительное и позорное публичное наказание (по волоску вырывали бороду). Затем сослали. Ссылка 5 братьев Романовых (в живых остался только Филарет).
Итоги
Прозорливая и осторожная политика, направленная на возрождение экономики, повышение международного престижа России, позволила отодвинуть конфликт, но не предотвратить его.
Ему досталась тяжелейшая задача – преодоление страшных последствий опричнины (экономический кризис, разобщенность населения).
Беспрецедентный шаг – отправка за границу 18 дворянских детей на учебу. Широко раскрыл двери иностранным специалистам (первая попытка модернизации).
Стремление единолично властвовать вопреки всему не позволило Б.Годунову вовремя избежать кризиса.
Он не оправдал возложенных на него надежд. Разочарование быстро переросло в ненависть.
Царь Борис Годунов – яркая и неоднозначная личность эпохи Смуты. Его относительно долгое правление стало началом одного из самых драматичных периодов российской истории. Сильному и хитрому правителю не удалось полностью устранить последствия династического кризиса. Добившись важных успехов во внутренней и внешней политике, он тем не менее не смог побороть создать себе авторитет, необходимый самодержцу Руси. Недоверие к «низкородному» царю не позволило Годуновым надолго закрепиться на русском престоле и стало одной из причин дальнейшего гражданского противостояния в Московском царстве.
Авторы великих антиутопий писали их умозрительно, а вот Платонов сам участвовал в строительстве величайшей из Утопий. Первым забил тревогу его «Усомнившийся Макар»: «Даешь душу, раз ты изобретатель!». В «Ювенильном море», «Котловане» и «Чевенгуре» перед строителями нового мира уже кипит адский вулкан, а сами люди ютятся на краю разверстой пропасти. После прочного становления в 30-х годах Союза советских писателей Платонова больше не печатают. Южанин из Воронежа тянется на жаркий Восток, чтобы забыться от советского литературного мира и насильственного отчуждения от читателя. Там он пишет рассказы «Джан» и «Такыр». «Джан» - это «душа» на наречии гонимого по пустыне народа, а такыр - прочная корка растрескавшейся глины, сковывающая все живое. Она превращает пустыню в аллегорию смерти. Писатель словно предрекал, что его произведения пробьются к людям из-под цензурного такыра, как «древнее реликтовое растение», «значения которого не понимала» даже героиня этого рассказа Джумаль. Она вернулась к родным могилам и заповеднику реликтовых растений, чтобы вновь обрести и понять потерянную родину, что, собственно говоря, предстоит сделать и нынешнему молодому поколению.
ПЛЮСЫМИНУСЫ
Личные качества
Крупный государственный деятель, талантливый политик, осторожность и настойчивость. Знал несколько иностранных языков, имел прекрасную библиотеку. Был чужд косности и предрассудков. Надеялся установить мир и процветание. Стремился ликвидировать культурное отставание России от Запада, чутко реагировал на многие новые веяния эпохи. Стремился быть «идеальным царем», заботившимся о стабильности общества в целом, об интересах государства.
Выдвинулся как фаворит Ивана IV, ловкий царедворец. Его политические воззрения несли на себе явный отпечаток опричных и после опричных времен. Он поощрял доносы, затевал интриги, часто прибегал к репрессиям. Ссылка и насильственное пострижение в монахи – излюбленные приемы. Главный аргумент – ссылка на традицию (средневековое общество мало восприимчиво к нововведениям). Оказался невостребованным. Упорные слухи о причастности к убийству царевича Дмитрия
Его погубила изматывающая борьба за сохранение и укрепление собственной власти:
Утрата фаворитом своего высокого положения означало в те времена, скорее всего не только гибель его самого, но и тяжкие испытания, бесчестие для всей его многочисленной родни.
«Худородный» Годунов проявил незаурядное искусство интриги стремление единолично властвовать вопреки всему. Истребление кланов Шуйских и Бельских.
Внутренняя политика
Отказ от политики массового террора;
Стремление консолидировать весь класс землевладельцев;
Меры во время голода:
Разрешение перехода крестьян от одного владельца к другому
Освобождение холопов, которых землевладелец не мог прокормить
Бесплатная раздача хлеба
Организация работ, оплачиваемых хлебом
Твердые цены, наказание спекулянтов
Поддерживал посадское население, облегчал положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Делал все возможное для оживления катастрофически упавших ремесел и торговли.
Широкое строительство городов в Поволжье
Поддержал освобождение православной церкви от формальной зависимости от Константинополя; 1589 – учреждение патриаршества.
Использование репрессий в политических целях;
Дальнейшее закрепощение крестьянства. Была усилена зависимость холопов. Кабальные холопы потеряли право получить свободу, уплатив долг, и оставались в зависимости до смерти господина. Свободный человек, поступивший на работу по найму, после полугода службы превращался в настоящего холопа;
1601—1603 – голод. Только в Москве погибли 127 тыс.человек. Всего вымерло около 1/3 населения;
Не добился массовой поддержки, постоянно ощущал непрочность положения;
Переоценил возможности аппарата и недооценил силу пассивного сопротивления аристократии любым сомнительным или вредным с ее точки зрения нововведениям.
Внешняя политика
Укреплял и расширял границы страны. Улучшил оборонительные сооружения Москвы и Смоленска. Соловецкий монастырь стал неприступной крепостью. Возрос международный авторитет России. Избегал войн с соседями (15-летнее перемирие с Польшей). Россия получила Иван город, Ям, Копорье, выход к балтийскому морю. Расширение международных связей.
Репрессии:
Мучительное и позорное публичное наказание (по волоску вырывали бороду). Затем сослали. Ссылка 5 братьев Романовых (в живых остался только Филарет).
Итоги
Прозорливая и осторожная политика, направленная на возрождение экономики, повышение международного престижа России, позволила отодвинуть конфликт, но не предотвратить его.
Ему досталась тяжелейшая задача – преодоление страшных последствий опричнины (экономический кризис, разобщенность населения).
Беспрецедентный шаг – отправка за границу 18 дворянских детей на учебу. Широко раскрыл двери иностранным специалистам (первая попытка модернизации).
Стремление единолично властвовать вопреки всему не позволило Б.Годунову вовремя избежать кризиса.
Он не оправдал возложенных на него надежд. Разочарование быстро переросло в ненависть.
Царь Борис Годунов – яркая и неоднозначная личность эпохи Смуты. Его относительно долгое правление стало началом одного из самых драматичных периодов российской истории. Сильному и хитрому правителю не удалось полностью устранить последствия династического кризиса. Добившись важных успехов во внутренней и внешней политике, он тем не менее не смог побороть создать себе авторитет, необходимый самодержцу Руси. Недоверие к «низкородному» царю не позволило Годуновым надолго закрепиться на русском престоле и стало одной из причин дальнейшего гражданского противостояния в Московском царстве.