этапы самопознания: отделение себя от окружающего мира - первичное самопознание, кризис первичного самопознания, активное самопознание в подростковом возрасте, становление личности, оформление характера и осознание способностей, становление на путь самосовершенствования. в современной жизни эти этапы связаны с этапами образования и социализации: школы в том, чтобы заменить первичное самопознание ребенка как части маленького семейного социума осознанием себя как части социума большого и подтолкнуть к активному самопознанию. к моменту окончания школы подросток уже должен осознать свои способности и возможности и определиться с путем дальнейшей жизни - работой, высшим или среднеспециальным образованием.
Национализм - это не только идеи и соответствующая им политика, но и система ориентации, чувств. поэтому источниками, которые его питают, могут быть как реальные обстоятельства, события, так и восприятие их, переживания людей.источником национализма в условиях многоэтнических государств имперского типа являются протест против национального неравноправия и стремление народов получить как можно больше независимости. в xix в. он имел место в австро-венгрии, османской империи, проявлялся среди недоминирующих этнических общностей в россии. в xx в. национализм подобного рода существовал во всех частях мира.источником национализма нередко выступает реакция на возможность утраты уже достигнутого уровня автономии внутри полиэтнического государства.если же речь идет о государственном национализме, то таким источником оказывается реальная или воображаемая опасность потерять независимость.еще одним источником служит осознание ущерба, который могут нанести интересам страны другие государства в сфере , использования ресурсов, территории, культуры.опасность может восприниматься как со стороны метрополии, так и со стороны других народов. например,якуты видятугрозу своим интересам в использовании ресурсовсо стороны центра, а осетины и ингуши ведут споры между собой из-за территории.источником национализма может служить социальная почва - конкуренция за рабочие места, особенно в престижных сферах деятельности. такая конкуренция возможна какмежду представителями доминирующей этнической общностиидругими группами в самом государстве, так и с иммигрантскими группами.особо высокий статус некоторых диаспорных группдажепо сравнению с доминирующим этносомтоже может стать источником националистических ориентации. так, высокое и евреев в бизнес-элите эстонии и латвииподдерживает национал-изоляционистские ориентации по отношению к и россии; такие же настроения известны по отношению к китайцам в странах юго-восточной азии, к японцам в некоторых странах мира.национализм, как мы уже говорили, это не только система идей и политика, но и специфические политико-психологические состояния и чувства, которые окрашивают восприятия политических идей и действий.здесь же важно отметить, что источником для появления национализма могут послужить конкретные ситуации, в которые социальные группы, напримерситуация депривации. известно, что в случае осложнения положения всегда ищут виноватых - ситуация поиска "козла отпущения", как говорят социологи. таким "козлом отпущения" обычно оказываются тегруппы,которые в силу конкретных обстоятельствменьше от трудностейи в глазах обывателя становятся виновниками этих трудностей.среди других источников исследователи называют закон возвышающихся социальных ожиданий. по мере того как народы втягиваются в процесс модернизации и добиваются на этом пути определенных результатов (растет образовательный уровень, формируется интеллигенция, улучшаются материальные условия жизни),расширяется и диапазон их потребностей, а это не может не вести к желанию большей самостоятельности. именно с такой ситуацией и столкнулись и россия в своих республиках в конце 80-х годов.
этапы самопознания: отделение себя от окружающего мира - первичное самопознание, кризис первичного самопознания, активное самопознание в подростковом возрасте, становление личности, оформление характера и осознание способностей, становление на путь самосовершенствования. в современной жизни эти этапы связаны с этапами образования и социализации: школы в том, чтобы заменить первичное самопознание ребенка как части маленького семейного социума осознанием себя как части социума большого и подтолкнуть к активному самопознанию. к моменту окончания школы подросток уже должен осознать свои способности и возможности и определиться с путем дальнейшей жизни - работой, высшим или среднеспециальным образованием.