Часть А Выберите один правильный ответов.
А1. Что такое землетрясение.
а) область возникновения подземного удара.
б) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.
в) подземные удары и колебания поверхности Земли.
А2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты?
а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.
А3. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100м/с, называется: а) ураган; б) смерч; в) буря
А 4. Каковы причины образования оползней
а) вулканическая деятельность б) осадки в виде дождя и снега.
в) вода по трещинам и порам вглубь рыхлых пород
А 5. Основными поражающими факторами оползней, селей и обвалов являются
а) волновые колебания скальных пород б) удары движущихся масс горных пород
в) заваливание или заливание движущимися массами горных пород определенного А 6. К биологическим природным явлениям НЕ относятся:
а) лесные и торфяные пожары; б) эпидемии; в) цунами; г) эпифитотии.
А 7. Силу землетрясения по его внешним проявлениям измеряют.
а) по шкале Рихтера; б) по шкале Меркалли; в) по шкале Бофорта.
А 8. При внезапном наводнении до прибытия следует:
а) оставаться на месте и ждать указаний по телевизору(радио), при этом вывесить белое полотно, чтобы вас обнаружили;
б) быстро занять возвышенное место и оставаться там до схода воды при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;
в) спуститься на нижний этаж здания и подавать сигналы;
А 9. Что такое эпизоотия?
А) Массовое рас инфекционных заболеваний среди растений
Б) Массовое рас инфекционных заболеваний среди животных
В) Массовое рас инфекционных заболеваний среди людей
А 10. Как должен велосипедист пересекать пешеходный переход?
А) быстро, объезжая пешеходов
Б) сойти с велосипеда и пройти пешком, ведя велосипед рядом
В) велосипедисту запрещается пересекать пешеходный переход
Часть Б
Б 1. Приведите по 2 примера к каждой группе ЧС:
Б 2. Какое опасное природное явление описал адмирал Родней?
В октябре 1780 г. на островах Вест-Индии стихийное бедствие смело с лица земли город Саван-на-ла-Мар и полностью опустошило остров Сан-Люсия. Адмирал Родней, командующий стоявшим возле островов английским флотом, писал жене: «Крепчайшие здания и целые кварталы домов, большинство которых было из камня и отличалось солидностью, уступали ярости ветра и были уничтожены, многие тяжелые пушки перенесены более чем на сто футов. Если бы я сам не видел это, ничто не заставило бы меня в это поверить».
Б 3. Заполните пропуски.
Вулканы подразделяются на , дремлющие и .
Б 4. Поражающие факторы какого явления перечислены?
Удар волны, затопление местности, разрушение зданий.
Б 5. Установите соответствие, соединив в два предложения следующие фразы:
А) Цунами обрушилось на город это… Б) Во время плавания в реке ногу свело судорогой это...
1) …опасная ситуация 2) … стихийное бедствие
Б 6. Выберите из списка меры по предотвращению обвалов
А) опоясывающие стальные обручи и сетки Б) залив трещин пород бетоном
В) отвод поверхностных и атмосферных вод Г) посадка деревьев и кустарников
Д) обрушение горных пород взрывами
Е) покрытие из железобетонных плит для закрепления берегов рек и морских обрывов.
Б 7. Назовите причины наводнения.
А) таяние………; Б) нагон воды……; В) интенсивные………; Г) загромождение ………. реки.
Часть С Ситуативные задачи.
С 1. Во время пожароопасного сезона Вы собираетесь в лес. Вспомните, какие действия в это время запрещены.
С 2. Как вы будете действовать, находясь в квартире при возникновении урагана?
С 3. Ты после школы идешь домой, и вдруг слышишь очень громкий звук сирены, похожий на предупреждение о воздушной тревоге. Как ты думаешь, как называется этот сигнал, что он означает и что тебе необходимо делать?
1.Оказание первой медицинской проводится с использованием табельных или подручных средств с целью устранения последствий поражения, угрожающих жизни, и предупреждения опасных осложнений.
Первая медицинская в местах массового поражения людей может включать проведение следующих мероприятий:
- извлечение пострадавшего из-под завала, из убежища, укрытия;
- тушение на нём горящей одежды;
- введение обезболивающих средств при шприц-тюбика;
- освобождение верхних дыхательных путей от слизи, крови, предмета;
- придание телу правильного положения, проведение искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.
К медицинским средствам индивидуальной защиты относят: пакет перевязочный индивидуальный, аптечку индивидуальную (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10).
2.Обращайте внимание на некоторые подозрительные детали, предметы, людей. В случае обнаружения таких вещей, необходимо в первую очередь сообщить соответствующим органам. Ни в коем случае нельзя принимать различные сумки или предметы от незнакомцев, также нельзя оставлять свои вещи без присмотра, по понятным причинам. В случае если вы находитесь где-то вместе со всей семьей, то каждый из ее членов должен иметь четкий план действий на случай непредвиденных обстоятельств, включая телефонные номера соответствующих специальных служб. В случае экстренной ситуации, необходимо иметь какое-то определенное место, где вы можете встретиться вместе. При эвакуации нужно иметь при себе документы и предметы первой необходимости. Всегда необходимо быть в курсе запасных и аварийных выходов из помещения. В своем доме, если это многоэтажка, все входы на чердаки и в подвальные помещения должны быть опечатаны, можно установить домофон и освободить лестничную площадку от всех посторонних предметов, что могут загромождать проход. В жилом доме можно организовать систематическое дежурство, обращая внимание на наличие подозрительных лиц или предметов. В случае взрыва нельзя использовать лифт, даже если он исправен. Сохранять спокойствие в любой ситуации.
Принцип — это идея, мысль, основное положение. Метод —это путь достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей. Принципы и методы обеспечения безопасности определенным образом взаимосвязаны и относятся к частным, специальным в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике.
Средства обеспечения безопасности в широком смысле — это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.
Поскольку вред человеку может наносить любая его деятельность, безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.
В основу научной проблемы обеспечения безопасности человека положена аксиома о потенциальной опасности, которая утверждает, что любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:— невозможность разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс);
— ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).
Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:
- идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);
- разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;
-формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;
- разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
-организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности — превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.
При определении основных практических функций БЖД необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий.
Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД.
К ним относятся:
-описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;
- формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов — назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;
- организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
- разработка и использование средств экобиозащиты;
- реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;
- обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.