Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало активное развитие жилищной отрасли, объявленной национальным приоритетом. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили завидную изобретательность, сняв ее в крайне сжатые сроки. Помимо разрушений жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев.
Было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования. Основной приоритет отдавался строительству бесплатного (социального) жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории [17]. Первую группу, для малообеспеченных, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Третья группа представляла коммерческое жилье. Частные инвесторы, возводящие жилье первой категории, получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для жилья второй категории компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний. Третья же категория представляла коммерческое жилье.
У программы были следующие источники финансирования [17].
Первый — перечисление банками до 90% платежей по старым, ранее выданным ипотечным кредитам в госфонд жилищного строительства.
Вторым — 3% налог на стоимость земельных участков, собственники которых не предоставляли землю под строительство.
Третий — доходы от реализации товаров по плану Маршала, перечисляемые в государственный орган жилищного кредитования (KFW), кредитовавший застройщиков по ставке 6.45%.
Четвертый — кредиты банков, обязанных выдавать не менее 50% объема ссуд на финансирование строительства по ставке не выше 4.5%.
И наконец было использовано привлечение средств населения. Для повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось их переселение в дома с приусадебными участками. Субсидирование в зависимости от числа детей составляло до 30%, выделялись беспроцентные кредиты.
Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950—1962 гг. составил более 65 млрд. марок (примерно 0.5 до 2 трлн. марок в текущих ценах), по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. С 1953 г. в год строилось около 500 тыс. квартир (для сравнения в 1929 г. — 197 тыс.), число занятых в строительной отрасли достигало около 10% от общей массы рабочих и служащих [3]. Массированные инвестиции сочетались с низкой инфляцией (!). Всего было возведено около 250 млн. кв.м. жилья (около 5 млн. единиц жилья), доля госинвестиций составила от 30 до 50% [3; 17]. В 1963 г. на 100 жителей ФРГ приходилось 30 квартир [5].
Этот опыт имеет огромное значение для России. Развитие доступного жилищного строительства может стать одним из локомотивов нашей экономики. Но наш рынок излишне монополизирован, цены на жилье, иногда превышающие европейские, не соответствуют платежному спросу населения. Ипотека не сможет решить жилищную проблему в России. Это средство для среднего класса. Не имея других решений, молодые семьи влезают в это ярмо, оказываясь в голых стенах и без денег. А то, что на стройках все больше работают не россияне, а жители средней Азии ненормально и нелепо.
Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало активное развитие жилищной отрасли, объявленной национальным приоритетом. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили завидную изобретательность, сняв ее в крайне сжатые сроки. Помимо разрушений жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев.
Было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования. Основной приоритет отдавался строительству бесплатного (социального) жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории [17]. Первую группу, для малообеспеченных, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Третья группа представляла коммерческое жилье. Частные инвесторы, возводящие жилье первой категории, получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для жилья второй категории компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний. Третья же категория представляла коммерческое жилье.
У программы были следующие источники финансирования [17].
Первый — перечисление банками до 90% платежей по старым, ранее выданным ипотечным кредитам в госфонд жилищного строительства.
Вторым — 3% налог на стоимость земельных участков, собственники которых не предоставляли землю под строительство.
Третий — доходы от реализации товаров по плану Маршала, перечисляемые в государственный орган жилищного кредитования (KFW), кредитовавший застройщиков по ставке 6.45%.
Четвертый — кредиты банков, обязанных выдавать не менее 50% объема ссуд на финансирование строительства по ставке не выше 4.5%.
И наконец было использовано привлечение средств населения. Для повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось их переселение в дома с приусадебными участками. Субсидирование в зависимости от числа детей составляло до 30%, выделялись беспроцентные кредиты.
Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950—1962 гг. составил более 65 млрд. марок (примерно 0.5 до 2 трлн. марок в текущих ценах), по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. С 1953 г. в год строилось около 500 тыс. квартир (для сравнения в 1929 г. — 197 тыс.), число занятых в строительной отрасли достигало около 10% от общей массы рабочих и служащих [3]. Массированные инвестиции сочетались с низкой инфляцией (!). Всего было возведено около 250 млн. кв.м. жилья (около 5 млн. единиц жилья), доля госинвестиций составила от 30 до 50% [3; 17]. В 1963 г. на 100 жителей ФРГ приходилось 30 квартир [5].
Этот опыт имеет огромное значение для России. Развитие доступного жилищного строительства может стать одним из локомотивов нашей экономики. Но наш рынок излишне монополизирован, цены на жилье, иногда превышающие европейские, не соответствуют платежному спросу населения. Ипотека не сможет решить жилищную проблему в России. Это средство для среднего класса. Не имея других решений, молодые семьи влезают в это ярмо, оказываясь в голых стенах и без денег. А то, что на стройках все больше работают не россияне, а жители средней Азии ненормально и нелепо.