Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.
Пасха
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник. Подробнее...
Рождество
Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю. Подробнее...
Рождественский пост
Канун Рождества
Святки
Крещение
Иван Купала
Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее — его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня. Подробнее...
Масленица
В старину масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были получению богатого урожая.
Войны, поиск пастбищ и водных ресурсов издавна вынуждали турк-мен вести кочевую жизнь и перемещаться на дальние расстояния. Первые переселенцы из Средней Азии на территории Российского государства появились в XVII веке. В Ставропольской губернии первый оседлый аул туркмен возник в 1863 году, в 1889 году образовался Эдельбай, а в 1906-м на территории Ставрополья было уже 14 аулов.
Три племени – игдыр, човдур, соинаджи – основали родовые населенные пункты. Так представители кочевого народа обрели постоянное место жительства. Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух языках – туркменском и русском, занимаются земледелием, пьют калмыцкий чай с молоком, любят кавказские и калмыцкие танцы, поют татарские и ногайские песни), поэтому есть различия между ними и туркменами Турк-менистана.
Три с половиной века туркменская этническая группа продолжает жить по законам своих предков, находясь вдали от основной массы своих сородичей. Традиции ставропольских туркмен уходят глубоко в кочевого народа. Это особое уважительное отношение к старшим, почитание родителей, необыкновенное гостеприимство, некоторые обряды, связанные с хозяйственной деятельностью, жизнь одной большой семьей, занятие скотоводством.
Влияние кочевой жизни наблюдается в обычаях и даже в приветствиях. Представители племен задают друг другу вопрос: «Аман мы?» (Жив ли?). Дальше интересуются здоровьем души, затем скота.
Человек, принесший радостную весть (союнчи) о рождении внука или внучки, получает в подарок овцу или другой скот (мерило ценности скотоводов). До сих пор у всех трех племен существует обычай: прежде чем поздравить с появлением малыша, туркмены выражают чувство радости в связи с тем, что роженица осталась жива. Это связано с тем, что без медицинской число умерших рожениц в прежние времена было настолько высоко, что сократилась численность женщин, и в веке за невестой сваты ездили в Казань, а затем за калым отдавали в жены мужчинам аула Эдельбай.
Сажание мальчика на верблюда
Мои герои Оразали и Бектотой Абдулаевы сохранили обычаи народа и передали следующему поколению. Молодежь, видоизменив обряды и традиции под влиянием нового времени, сохранила преемственность.
У Бектотой своих детей не было. Они с супругом по еще существующему тогда туркменскому обычаю усыновили новорожденного сына невестки Толехан и брата Курбанали. Когда Зуркаде исполнился год, приемные родители устроили традиционный праздник (той) – сажание мальчика на верблюда. Торжество по случаю рождения или усыновления устраивали только после года, потому что раньше малыши в основном не доживали до этого возраста.
Свой материнский инстинкт Бектотой-аджа полностью реализовала, вырастив четверых детей деверя Курбанали, который погиб во время пожара колхозных овец. Без кормильца остались восемь детей. Менаф, Юсуп, Меглибай сами решили жить вместе с братом Зуркадой и его родителями и переехали из аула Мурзабек на родину предков, в Эдельбай. С родной матерью остались две девочки и два сына. Через несколько лет родственники воссоединились и стали жить по соседству.
Запах свежего чурека
Оразали и Бектотой всех сыновей выучили, проводили в армию и встретили, сыграли свадьбы согласно туркменским традициям. Гульнара, жена Зуркады, с первых дней из уважения к отцу мужа и по обычаю народа закрывала платком лицо. Бектотой довольно кивала головой в знак одобрения.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.
Пасха
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник. Подробнее...
Рождество
Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю. Подробнее...
Рождественский пост
Канун Рождества
Святки
Крещение
Иван Купала
Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее — его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня. Подробнее...
Масленица
В старину масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были получению богатого урожая.
Войны, поиск пастбищ и водных ресурсов издавна вынуждали турк-мен вести кочевую жизнь и перемещаться на дальние расстояния. Первые переселенцы из Средней Азии на территории Российского государства появились в XVII веке. В Ставропольской губернии первый оседлый аул туркмен возник в 1863 году, в 1889 году образовался Эдельбай, а в 1906-м на территории Ставрополья было уже 14 аулов.
Три племени – игдыр, човдур, соинаджи – основали родовые населенные пункты. Так представители кочевого народа обрели постоянное место жительства. Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух языках – туркменском и русском, занимаются земледелием, пьют калмыцкий чай с молоком, любят кавказские и калмыцкие танцы, поют татарские и ногайские песни), поэтому есть различия между ними и туркменами Турк-менистана.
Три с половиной века туркменская этническая группа продолжает жить по законам своих предков, находясь вдали от основной массы своих сородичей. Традиции ставропольских туркмен уходят глубоко в кочевого народа. Это особое уважительное отношение к старшим, почитание родителей, необыкновенное гостеприимство, некоторые обряды, связанные с хозяйственной деятельностью, жизнь одной большой семьей, занятие скотоводством.
Влияние кочевой жизни наблюдается в обычаях и даже в приветствиях. Представители племен задают друг другу вопрос: «Аман мы?» (Жив ли?). Дальше интересуются здоровьем души, затем скота.
Человек, принесший радостную весть (союнчи) о рождении внука или внучки, получает в подарок овцу или другой скот (мерило ценности скотоводов). До сих пор у всех трех племен существует обычай: прежде чем поздравить с появлением малыша, туркмены выражают чувство радости в связи с тем, что роженица осталась жива. Это связано с тем, что без медицинской число умерших рожениц в прежние времена было настолько высоко, что сократилась численность женщин, и в веке за невестой сваты ездили в Казань, а затем за калым отдавали в жены мужчинам аула Эдельбай.
Сажание мальчика на верблюда
Мои герои Оразали и Бектотой Абдулаевы сохранили обычаи народа и передали следующему поколению. Молодежь, видоизменив обряды и традиции под влиянием нового времени, сохранила преемственность.
У Бектотой своих детей не было. Они с супругом по еще существующему тогда туркменскому обычаю усыновили новорожденного сына невестки Толехан и брата Курбанали. Когда Зуркаде исполнился год, приемные родители устроили традиционный праздник (той) – сажание мальчика на верблюда. Торжество по случаю рождения или усыновления устраивали только после года, потому что раньше малыши в основном не доживали до этого возраста.
Свой материнский инстинкт Бектотой-аджа полностью реализовала, вырастив четверых детей деверя Курбанали, который погиб во время пожара колхозных овец. Без кормильца остались восемь детей. Менаф, Юсуп, Меглибай сами решили жить вместе с братом Зуркадой и его родителями и переехали из аула Мурзабек на родину предков, в Эдельбай. С родной матерью остались две девочки и два сына. Через несколько лет родственники воссоединились и стали жить по соседству.
Запах свежего чурека
Оразали и Бектотой всех сыновей выучили, проводили в армию и встретили, сыграли свадьбы согласно туркменским традициям. Гульнара, жена Зуркады, с первых дней из уважения к отцу мужа и по обычаю народа закрывала платком лицо. Бектотой довольно кивала головой в знак одобрения.