Эпохой первобытного мира считается время до того, как придумали письменность, то есть до того, как научились записывать. Когда люди научились это делать, они стали записывать исторические события, поэтому эта часть истории сейчас более изучена, чем доисторическая.
Самое начало эпохи первобытного мира, это начало палеолита, то есть древнекаменного века. Его начало решили считать в 2.4 миллиона лет до нашей эры, когда человек только начал создавать некие орудия для охоты и обработки пищи. Видимо по самому древнему найденному орудию труда и установили такую планку начала эпохи.
Когда он заканчивается точно не объявлено, так как письменность появилась в разных частях планеты в разное время, но и так понятно, что впервые она появилась несколько тысяч лет до нашей эры.
Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад. Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени) , благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности. Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности: моногенеза (изобретена в 1м месте) полигенеза (в нескольких очагах) .
Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана: месопотамский (шумеры) египетский (по теории моногенеза занесено от шумер) письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер) .
Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо) , а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу) . В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т. е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем) . Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т. о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы. Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н. э. ) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э. , узнает символы, но смысла не уловит) . В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т. к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Эпохой первобытного мира считается время до того, как придумали письменность, то есть до того, как научились записывать. Когда люди научились это делать, они стали записывать исторические события, поэтому эта часть истории сейчас более изучена, чем доисторическая.
Самое начало эпохи первобытного мира, это начало палеолита, то есть древнекаменного века. Его начало решили считать в 2.4 миллиона лет до нашей эры, когда человек только начал создавать некие орудия для охоты и обработки пищи. Видимо по самому древнему найденному орудию труда и установили такую планку начала эпохи.
Когда он заканчивается точно не объявлено, так как письменность появилась в разных частях планеты в разное время, но и так понятно, что впервые она появилась несколько тысяч лет до нашей эры.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени) , благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
моногенеза (изобретена в 1м месте)
полигенеза (в нескольких очагах) .
Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:
месопотамский (шумеры)
египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер) .
Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо) , а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу) . В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т. е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем) . Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т. о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу.
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н. э. ) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э. , узнает символы, но смысла не уловит) .
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т. к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.