Во и в Тюмени восстанавливают старинные ремесла. Совсем недавно открыт очень колоритный и Центр возрождения народных промыслов. Некоммерческая организация действует на базе реставрационной мастерской Вадима Шитова.
Там разработана программа обучения по резьбе, реставрации, гончарному делу, ткачеству, изучения культуры и истории города и края. Мальчишки уже учатся там во всю.
Мастерская 30 лет занималась сохранением деревянного зодчества города. Деревянный дом, который раньше принадлежал фотографу Родионову, превратится в музей. Там уже достаточно экспонатов, собранные за многие годы Вадимом Шитовым и его сыном Святославом, тоже реставратором и резчиком по дереву. Здесь есть много антикварных экспонатов таких как первая швейная машинка, самовар, пушечные ядра, угольные утюги, весы и многое-многое другое.
Деревянное зодчество, в том числе и русское, будучи тектонически единым в силу специфики строительного материала, тем не менее всегда регионально, обладает особенностями, отражающими влияние местных условий. В значительной мере эти особенности проявляются в декоративном убранстве, главным образом в резьбе по дереву. Архитектурная деревянная резьба в России широко распространилась со второй половины XIX в. Ее формы, приемы и мотивы не только в каждой области, но и в каждом районе отличались своеобразием. Однако именно региональная специфика этого искусства изучена недостаточно.
Декор в сибирском деревянном зодчестве образует многоликую картину, отразившую сложность этнического состава населения. Коль скоро Сибирь принимала выходцев практически из всех областей страны, то на ее территории сталкивались и переплетались различные художественные влияния. Кроме того, переселенцы вступали в контакты с культурами сибирских аборигенных народов (языческих, мусульманских), что приводило к увеличению разнообразия декоративного искусства.
К районам, наиболее богатым архитектурной резьбой, относится южная часть Тюменской области (бывшая Тобольская губерния). Историческая связь с ранним этапом заселения и освоения русскими Сибири, наличие развитых ремесел и промыслов, близость к Европейской России делают эту территорию интересной во многих отношениях. Именно здесь, в одном из крупнейших в торговых и ремесленных центров Сибири - Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко.
В резном убранстве тюменских зданий используются традиции русского декоративного искусства, народные мотивы, а также творчески переработанные художественные приемы ренессанса, барокко, классицизма, отчасти - модерна. Нередко стили сочетаются, дополняются местными мотивами и влияют таким образом на формирование неповторимого облика деревянной архитектуры, свойственного сибирскому городу. Специфика декора тюменского зодчества в значительной мере выражается в широком применении традиционных пластических форм резьбы - глухой и накладной объемной, в своеобразии мотивов и приемов обработки дерева.
Глухая резьба Тюмени, как и сельских районов, представляет собой низкий барельеф и плосковыемчатый рельеф. Она встречается в обработке пилястр, отдельных элементов ворот, но главный объект ее применения -высокие подоконные щиты. Стиль глухой резьбы отмечен строгой декоративностью, круг мотивов сравнительно малочислен, включает стилизованные изображения солнца, занавес с кистями, растительный орнамент. Разным мотивам соответствует своя техника резьбы. Наиболее древняя плосковыемчатая резьба по традиции связана с геометрическим солярным орнаментом. В центре доски, занимая главное ее поле, изображается лучистый овал, часто в сопровождении сегментов солнышек по углам (ул. Челюскинцев, 13, 25-е Октября, 42). Выразительность этой композиции достигается крупномасштабным обобщенным характером рисунка, геометричностью формы, глубиной и четкостью строгих, идущих по кругу выемок. Оттененные гладким фоном доски, лаконичные плотные пятна узора эффектно оживляют фасад и хорошо воспринимаются издалека.
Во и в Тюмени восстанавливают старинные ремесла. Совсем недавно открыт очень колоритный и Центр возрождения народных промыслов. Некоммерческая организация действует на базе реставрационной мастерской Вадима Шитова.
Там разработана программа обучения по резьбе, реставрации, гончарному делу, ткачеству, изучения культуры и истории города и края. Мальчишки уже учатся там во всю.
Мастерская 30 лет занималась сохранением деревянного зодчества города. Деревянный дом, который раньше принадлежал фотографу Родионову, превратится в музей. Там уже достаточно экспонатов, собранные за многие годы Вадимом Шитовым и его сыном Святославом, тоже реставратором и резчиком по дереву. Здесь есть много антикварных экспонатов таких как первая швейная машинка, самовар, пушечные ядра, угольные утюги, весы и многое-многое другое.
Деревянное зодчество, в том числе и русское, будучи тектонически единым в силу специфики строительного материала, тем не менее всегда регионально, обладает особенностями, отражающими влияние местных условий. В значительной мере эти особенности проявляются в декоративном убранстве, главным образом в резьбе по дереву. Архитектурная деревянная резьба в России широко распространилась со второй половины XIX в. Ее формы, приемы и мотивы не только в каждой области, но и в каждом районе отличались своеобразием. Однако именно региональная специфика этого искусства изучена недостаточно.
Декор в сибирском деревянном зодчестве образует многоликую картину, отразившую сложность этнического состава населения. Коль скоро Сибирь принимала выходцев практически из всех областей страны, то на ее территории сталкивались и переплетались различные художественные влияния. Кроме того, переселенцы вступали в контакты с культурами сибирских аборигенных народов (языческих, мусульманских), что приводило к увеличению разнообразия декоративного искусства.
К районам, наиболее богатым архитектурной резьбой, относится южная часть Тюменской области (бывшая Тобольская губерния). Историческая связь с ранним этапом заселения и освоения русскими Сибири, наличие развитых ремесел и промыслов, близость к Европейской России делают эту территорию интересной во многих отношениях. Именно здесь, в одном из крупнейших в торговых и ремесленных центров Сибири - Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко.
В резном убранстве тюменских зданий используются традиции русского декоративного искусства, народные мотивы, а также творчески переработанные художественные приемы ренессанса, барокко, классицизма, отчасти - модерна. Нередко стили сочетаются, дополняются местными мотивами и влияют таким образом на формирование неповторимого облика деревянной архитектуры, свойственного сибирскому городу. Специфика декора тюменского зодчества в значительной мере выражается в широком применении традиционных пластических форм резьбы - глухой и накладной объемной, в своеобразии мотивов и приемов обработки дерева.
Глухая резьба Тюмени, как и сельских районов, представляет собой низкий барельеф и плосковыемчатый рельеф. Она встречается в обработке пилястр, отдельных элементов ворот, но главный объект ее применения -высокие подоконные щиты. Стиль глухой резьбы отмечен строгой декоративностью, круг мотивов сравнительно малочислен, включает стилизованные изображения солнца, занавес с кистями, растительный орнамент. Разным мотивам соответствует своя техника резьбы. Наиболее древняя плосковыемчатая резьба по традиции связана с геометрическим солярным орнаментом. В центре доски, занимая главное ее поле, изображается лучистый овал, часто в сопровождении сегментов солнышек по углам (ул. Челюскинцев, 13, 25-е Октября, 42). Выразительность этой композиции достигается крупномасштабным обобщенным характером рисунка, геометричностью формы, глубиной и четкостью строгих, идущих по кругу выемок. Оттененные гладким фоном доски, лаконичные плотные пятна узора эффектно оживляют фасад и хорошо воспринимаются издалека.
Там разработана программа обучения по резьбе, реставрации, гончарному делу, ткачеству, изучения культуры и истории города и края. Мальчишки уже учатся там во всю.
Мастерская 30 лет занималась сохранением деревянного зодчества города. Деревянный дом, который раньше принадлежал фотографу Родионову, превратится в музей. Там уже достаточно экспонатов, собранные за многие годы Вадимом Шитовым и его сыном Святославом, тоже реставратором и резчиком по дереву. Здесь есть много антикварных экспонатов таких как первая швейная машинка, самовар, пушечные ядра, угольные утюги, весы и многое-многое другое.
Деревянное зодчество, в том числе и русское, будучи тектонически единым в силу специфики строительного материала, тем не менее всегда регионально, обладает особенностями, отражающими влияние местных условий. В значительной мере эти особенности проявляются в декоративном убранстве, главным образом в резьбе по дереву. Архитектурная деревянная резьба в России широко распространилась со второй половины XIX в. Ее формы, приемы и мотивы не только в каждой области, но и в каждом районе отличались своеобразием. Однако именно региональная специфика этого искусства изучена недостаточно.
Декор в сибирском деревянном зодчестве образует многоликую картину, отразившую сложность этнического состава населения. Коль скоро Сибирь принимала выходцев практически из всех областей страны, то на ее территории сталкивались и переплетались различные художественные влияния. Кроме того, переселенцы вступали в контакты с культурами сибирских аборигенных народов (языческих, мусульманских), что приводило к увеличению разнообразия декоративного искусства.
К районам, наиболее богатым архитектурной резьбой, относится южная часть Тюменской области (бывшая Тобольская губерния). Историческая связь с ранним этапом заселения и освоения русскими Сибири, наличие развитых ремесел и промыслов, близость к Европейской России делают эту территорию интересной во многих отношениях. Именно здесь, в одном из крупнейших в торговых и ремесленных центров Сибири - Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко.
В резном убранстве тюменских зданий используются традиции русского декоративного искусства, народные мотивы, а также творчески переработанные художественные приемы ренессанса, барокко, классицизма, отчасти - модерна. Нередко стили сочетаются, дополняются местными мотивами и влияют таким образом на формирование неповторимого облика деревянной архитектуры, свойственного сибирскому городу. Специфика декора тюменского зодчества в значительной мере выражается в широком применении традиционных пластических форм резьбы - глухой и накладной объемной, в своеобразии мотивов и приемов обработки дерева.
Глухая резьба Тюмени, как и сельских районов, представляет собой низкий барельеф и плосковыемчатый рельеф. Она встречается в обработке пилястр, отдельных элементов ворот, но главный объект ее применения -высокие подоконные щиты. Стиль глухой резьбы отмечен строгой декоративностью, круг мотивов сравнительно малочислен, включает стилизованные изображения солнца, занавес с кистями, растительный орнамент. Разным мотивам соответствует своя техника резьбы. Наиболее древняя плосковыемчатая резьба по традиции связана с геометрическим солярным орнаментом. В центре доски, занимая главное ее поле, изображается лучистый овал, часто в сопровождении сегментов солнышек по углам (ул. Челюскинцев, 13, 25-е Октября, 42). Выразительность этой композиции достигается крупномасштабным обобщенным характером рисунка, геометричностью формы, глубиной и четкостью строгих, идущих по кругу выемок. Оттененные гладким фоном доски, лаконичные плотные пятна узора эффектно оживляют фасад и хорошо воспринимаются издалека.
Там разработана программа обучения по резьбе, реставрации, гончарному делу, ткачеству, изучения культуры и истории города и края. Мальчишки уже учатся там во всю.
Мастерская 30 лет занималась сохранением деревянного зодчества города. Деревянный дом, который раньше принадлежал фотографу Родионову, превратится в музей. Там уже достаточно экспонатов, собранные за многие годы Вадимом Шитовым и его сыном Святославом, тоже реставратором и резчиком по дереву. Здесь есть много антикварных экспонатов таких как первая швейная машинка, самовар, пушечные ядра, угольные утюги, весы и многое-многое другое.
Деревянное зодчество, в том числе и русское, будучи тектонически единым в силу специфики строительного материала, тем не менее всегда регионально, обладает особенностями, отражающими влияние местных условий. В значительной мере эти особенности проявляются в декоративном убранстве, главным образом в резьбе по дереву. Архитектурная деревянная резьба в России широко распространилась со второй половины XIX в. Ее формы, приемы и мотивы не только в каждой области, но и в каждом районе отличались своеобразием. Однако именно региональная специфика этого искусства изучена недостаточно.
Декор в сибирском деревянном зодчестве образует многоликую картину, отразившую сложность этнического состава населения. Коль скоро Сибирь принимала выходцев практически из всех областей страны, то на ее территории сталкивались и переплетались различные художественные влияния. Кроме того, переселенцы вступали в контакты с культурами сибирских аборигенных народов (языческих, мусульманских), что приводило к увеличению разнообразия декоративного искусства.
К районам, наиболее богатым архитектурной резьбой, относится южная часть Тюменской области (бывшая Тобольская губерния). Историческая связь с ранним этапом заселения и освоения русскими Сибири, наличие развитых ремесел и промыслов, близость к Европейской России делают эту территорию интересной во многих отношениях. Именно здесь, в одном из крупнейших в торговых и ремесленных центров Сибири - Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко.
В резном убранстве тюменских зданий используются традиции русского декоративного искусства, народные мотивы, а также творчески переработанные художественные приемы ренессанса, барокко, классицизма, отчасти - модерна. Нередко стили сочетаются, дополняются местными мотивами и влияют таким образом на формирование неповторимого облика деревянной архитектуры, свойственного сибирскому городу. Специфика декора тюменского зодчества в значительной мере выражается в широком применении традиционных пластических форм резьбы - глухой и накладной объемной, в своеобразии мотивов и приемов обработки дерева.
Глухая резьба Тюмени, как и сельских районов, представляет собой низкий барельеф и плосковыемчатый рельеф. Она встречается в обработке пилястр, отдельных элементов ворот, но главный объект ее применения -высокие подоконные щиты. Стиль глухой резьбы отмечен строгой декоративностью, круг мотивов сравнительно малочислен, включает стилизованные изображения солнца, занавес с кистями, растительный орнамент. Разным мотивам соответствует своя техника резьбы. Наиболее древняя плосковыемчатая резьба по традиции связана с геометрическим солярным орнаментом. В центре доски, занимая главное ее поле, изображается лучистый овал, часто в сопровождении сегментов солнышек по углам (ул. Челюскинцев, 13, 25-е Октября, 42). Выразительность этой композиции достигается крупномасштабным обобщенным характером рисунка, геометричностью формы, глубиной и четкостью строгих, идущих по кругу выемок. Оттененные гладким фоном доски, лаконичные плотные пятна узора эффектно оживляют фасад и хорошо воспринимаются издалека.