Проблемы экологии являются острыми проблемами человечества. Экологическое образование в дошкольной педагогической науке определяется как система представлений ребенка о мире, в которых природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности и благополучия в обществе связано с экологическим образованием, формированием, развитием экологической культуры каждого человека.
Экологическое воспитание – это прежде всего воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом.
Задача педагогов довести до воспитанников осознание опасности своих необдуманных действий в природе в случае загрязнений мест отдыха: леса, луга, водоема, разведения в лесу костров (строго с соблюдением правил пожарной безопасности), разорения гнезд, муравейников, безжалостный сбор грибов и ягод.
Важно осознать детям существование связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды, ограничить свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей природе.
Воспитательные задачи часто осложняются и тем, что дети видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях необходимо детям говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать в лесу громко, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.
Одним из направлений работы нашей организации является развитие навыков экологически грамотного поведения в быту (умение своевременно закрывать краны, выключать свет).
С этой целью в детском саду в рамках специально-организованных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, рисованию, лепке и совместной деятельности с детьми пристальное внимание уделяется развитию навыков безопасного взаимодействия с природой.
В увлекательной наглядно-практической форме обогащается представление детей о влиянии природы на состояние здоровья, о предупреждении травматизма, разучиваются пословицы и поговорки о природе, проводятся познавательные занятия, например, «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья», «Как люди вредят природе», «Как бережно относиться к природе», «Как можно восстанавливать природу», уроки Мойдодыра и Айболита, которые нам расти здоровыми.
Для формирования у детей умения общаться с домашними и дикими животными используются различные приемы и методы. Самым эффективным методом является наблюдение. Наблюдая за животными мы обращаем внимание детей на их состояние: страх, агрессию, голод, боль и побуждаем к проявлению сочувствия, сопереживания, а самое главное –оказать им посильную не забывая при этом об осторожности: не бросаться их гладить, не трогать руками. Детям объясняем, что животные могут укусить, оцарапать, что игры с ними могут привести к травмам как животного, так и ребенка.
Формирование личности ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Формирование экологического мышления у своих детей - это одна из целей на достижение которой должна направить свои воспитательные усилия семья. Чтобы эффективно осуществлять процесс экологического воспитания детей, родителям необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы мышления (агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде) и наладить систему взаимоотношений с природой.
Экологическое воспитание будет успешным, если взрослые члены семьи сами владеют знаниями об окружающей природной среде. Порой родители на семейном отдыхе не соблюдают правила пожарной безопасности. Забывают о том, что костер необходимо разводить в специально отведенном для этого месте, предварительно обкопав его, затем должным образом потушить, чтобы избежать непоправимых последствий. Не убирают и не увозят за собой мусор. Дети учатся на примере взрослых. Только от нашего с вами воспитания зависит благополучное будущее наших детей и нас.
Помните, что сохраненная природа сегодня – это залог качественной жизни завтра, это забота о тех, кто нам дорог. Только живя в гармонии с окружающей средой, мы сможем быть по-настоящему здоровыми, а значит, жить полноценной жизнью.
Проблемы экологии являются острыми проблемами человечества. Экологическое образование в дошкольной педагогической науке определяется как система представлений ребенка о мире, в которых природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности и благополучия в обществе связано с экологическим образованием, формированием, развитием экологической культуры каждого человека.
Экологическое воспитание – это прежде всего воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом.
Задача педагогов довести до воспитанников осознание опасности своих необдуманных действий в природе в случае загрязнений мест отдыха: леса, луга, водоема, разведения в лесу костров (строго с соблюдением правил пожарной безопасности), разорения гнезд, муравейников, безжалостный сбор грибов и ягод.
Важно осознать детям существование связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды, ограничить свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей природе.
Воспитательные задачи часто осложняются и тем, что дети видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях необходимо детям говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать в лесу громко, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.
Одним из направлений работы нашей организации является развитие навыков экологически грамотного поведения в быту (умение своевременно закрывать краны, выключать свет).
С этой целью в детском саду в рамках специально-организованных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, рисованию, лепке и совместной деятельности с детьми пристальное внимание уделяется развитию навыков безопасного взаимодействия с природой.
В увлекательной наглядно-практической форме обогащается представление детей о влиянии природы на состояние здоровья, о предупреждении травматизма, разучиваются пословицы и поговорки о природе, проводятся познавательные занятия, например, «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья», «Как люди вредят природе», «Как бережно относиться к природе», «Как можно восстанавливать природу», уроки Мойдодыра и Айболита, которые нам расти здоровыми.
Для формирования у детей умения общаться с домашними и дикими животными используются различные приемы и методы. Самым эффективным методом является наблюдение. Наблюдая за животными мы обращаем внимание детей на их состояние: страх, агрессию, голод, боль и побуждаем к проявлению сочувствия, сопереживания, а самое главное –оказать им посильную не забывая при этом об осторожности: не бросаться их гладить, не трогать руками. Детям объясняем, что животные могут укусить, оцарапать, что игры с ними могут привести к травмам как животного, так и ребенка.
Формирование личности ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Формирование экологического мышления у своих детей - это одна из целей на достижение которой должна направить свои воспитательные усилия семья. Чтобы эффективно осуществлять процесс экологического воспитания детей, родителям необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы мышления (агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде) и наладить систему взаимоотношений с природой.
Экологическое воспитание будет успешным, если взрослые члены семьи сами владеют знаниями об окружающей природной среде. Порой родители на семейном отдыхе не соблюдают правила пожарной безопасности. Забывают о том, что костер необходимо разводить в специально отведенном для этого месте, предварительно обкопав его, затем должным образом потушить, чтобы избежать непоправимых последствий. Не убирают и не увозят за собой мусор. Дети учатся на примере взрослых. Только от нашего с вами воспитания зависит благополучное будущее наших детей и нас.
Помните, что сохраненная природа сегодня – это залог качественной жизни завтра, это забота о тех, кто нам дорог. Только живя в гармонии с окружающей средой, мы сможем быть по-настоящему здоровыми, а значит, жить полноценной жизнью.