Карачаевцы свято соблюдали обычай гостеприимства. Чтобы обеспечить защиту чужеродцу, сохранялся обычай приема в род. При этом принимаемый должен был пройти под палкой, которую держали старики – члены рода. Такое родство именовалось родством «по палке», в отличие от родства «по головешке». Последнее выражение означало кровное родство, так как при разделе семьи братья, уходя в новые дома, брали с собой по головне из родного очага. Сохранилось почитание родового очага и над-очажной цепи. Cуществовала клятва цепью, цепь не продавали и даже не выносили из дома.
Свадебный обряд содержал много древних черт и проводился преимущественно осенью или летом до начала сельскохозяйственных работ. Определялось, какой калым (выкуп за невесту) должен уплатить жених, какую его часть обязан отдать отцу невесты до свадьбы, а какую оставить у себя в виде залога на случай развода.
При переезде невесты в дом жениха в ее дворе затевалась шуточная борьба за нее. Невесту одевали в национальный костюм, после чего одна из подруг сообщала, что невеста наряжена, но для нее требуется покрывало. Тогда шафер жениха преподносил покрывало с обручальным кольцом. Затем исполнялся обряд «перевода невесты с циновки». Близкий родственник жениха подходил к невесте, брал ее за руку и говорил: «Невеста, душа моя, сопровожу тебя в добрый путь». Они делали несколько шагов к выходу, а шафер дарил женщинам со стороны невесты определенную сумму денег. Невесту, закрытую с головой покрывалом, усаживали в украшенную коврами и узорным войлоком арбу.
Свадебный поезд сопровождался родственниками жениха, которые везли флажки с изображением родовой тамги (знака) жениха над тамгой рода невесты. Дети аула старались задержать арбу, в которой ехала невеста, от них откупались мелкими подарками. При подъезде к месту один из знаменосцев отделялся от свадебной свиты и на всем скаку подъезжал к дому жениха с пением свадебной песни. Навстречу невесте выходила родственница жениха и, взяв ее за руку, медленно вела в приготовленную для нее комнату. Когда невеста переступала порог, раздавались возгласы: «Входит счастье в дом». Ее осыпали монетами, орехами, зерном, чтобы «во всем было изобилие». Для защиты молодой от нечистой силы над головой девушки держали кинжал, а у порога клали подкову.
В комнате новобрачных скрытая под покрывалом невеста находилась в течение всего времени свадьбы. Перед брачной ночью на третий день свадьбы приезжала родня невесты, которая привозила с собой подарки родителям и родственникам жениха. Через 7 – 10 дней, а иногда и через месяц устраивался пир, посвященный вводу невесты в большой дом. Перед торжественным вводом невесты в дом родителей мужа с нее снимали покрывало
Карачаевцы свято соблюдали обычай гостеприимства. Чтобы обеспечить защиту чужеродцу, сохранялся обычай приема в род. При этом принимаемый должен был пройти под палкой, которую держали старики – члены рода. Такое родство именовалось родством «по палке», в отличие от родства «по головешке». Последнее выражение означало кровное родство, так как при разделе семьи братья, уходя в новые дома, брали с собой по головне из родного очага. Сохранилось почитание родового очага и над-очажной цепи. Cуществовала клятва цепью, цепь не продавали и даже не выносили из дома.
Свадебный обряд содержал много древних черт и проводился преимущественно осенью или летом до начала сельскохозяйственных работ. Определялось, какой калым (выкуп за невесту) должен уплатить жених, какую его часть обязан отдать отцу невесты до свадьбы, а какую оставить у себя в виде залога на случай развода.
При переезде невесты в дом жениха в ее дворе затевалась шуточная борьба за нее. Невесту одевали в национальный костюм, после чего одна из подруг сообщала, что невеста наряжена, но для нее требуется покрывало. Тогда шафер жениха преподносил покрывало с обручальным кольцом. Затем исполнялся обряд «перевода невесты с циновки». Близкий родственник жениха подходил к невесте, брал ее за руку и говорил: «Невеста, душа моя, сопровожу тебя в добрый путь». Они делали несколько шагов к выходу, а шафер дарил женщинам со стороны невесты определенную сумму денег. Невесту, закрытую с головой покрывалом, усаживали в украшенную коврами и узорным войлоком арбу.
Свадебный поезд сопровождался родственниками жениха, которые везли флажки с изображением родовой тамги (знака) жениха над тамгой рода невесты. Дети аула старались задержать арбу, в которой ехала невеста, от них откупались мелкими подарками. При подъезде к месту один из знаменосцев отделялся от свадебной свиты и на всем скаку подъезжал к дому жениха с пением свадебной песни. Навстречу невесте выходила родственница жениха и, взяв ее за руку, медленно вела в приготовленную для нее комнату. Когда невеста переступала порог, раздавались возгласы: «Входит счастье в дом». Ее осыпали монетами, орехами, зерном, чтобы «во всем было изобилие». Для защиты молодой от нечистой силы над головой девушки держали кинжал, а у порога клали подкову.
В комнате новобрачных скрытая под покрывалом невеста находилась в течение всего времени свадьбы. Перед брачной ночью на третий день свадьбы приезжала родня невесты, которая привозила с собой подарки родителям и родственникам жениха. Через 7 – 10 дней, а иногда и через месяц устраивался пир, посвященный вводу невесты в большой дом. Перед торжественным вводом невесты в дом родителей мужа с нее снимали покрывало