Центральной категорией морали является добро. Добро — это высшая нравственная ценность, делать добро — главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.
Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» — отрицательную.
Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. В самом деле, умывание и одевание, процесс еды, чтение, ходьба, посещение театра — все это дела, которые сами по себе ни нравственны, ни безнравственны. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Такие действия называют поступками. Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего — это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом).
В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» - одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры (Озирис и Сет — добрый и злой боги в древнеегипетской мифологии, Ормузд иАриман — аналогичные божества в религиозном учении персидского пророка Заратустры, инь и ян — доброе и злое начала в мировоззрении древних китайцев. Бог и дьявол — в христианстве и мусульманстве). Как складывается эта борьба? Что господствует в мире — добро или зло? Добр или зол человек по своей природе? Возможны различные варианты ответов на эти вопросы. И в связи с этим культура может рассматриваться как средство преодоления зла, звериных, порочных наклонностей, свойственных человеческой «натуре» от рождения, или же, наоборот, как почва, на которой происходит «порча» человека, от природы «доброго и непорочного, как дитя».
Еще не везде растаял снег, а уже появляются первые весенние цветы – первоцветы. Зачастую их называют подснежниками – некоторые цветки появляются прямо из-под снега, но подснежник это подснежник, а первые цветы, появляющиеся ранней весной, называют первоцветами. В ботаническом представлении первоцвет – это род растений, относящихся к семейству первоцветных. В нем насчитывается более пятисот видов и все они ранние весенние цветы. Наиболее известный – примула, называние цветка так и переводится – «цветущий первым». В народе же первоцветами называют растения, период массового цветения которых приходится на раннюю весну. В ботанических дебрях разбираться мы не станем, а лучше подберем раннецветущие растения для сада. Они очень неприхотливы в выращивании, и весной порадуют первым цветением когда другие растения еще только начинают пробуждаться. Подснежник. Этот нежный белый цветок всем знаком. Он первым появляется на проталинках после зимы и ему не страшны ни весенние заморозки, ни зимние морозы, ни выпавший весной снег. Сначала появляется пара листочков и вслед за ними распускаются белые колокольчики. Они любят полутень и практически не требуют ухода. Высаживать можно под деревьями, кустарниками, на клумбах, в контейнерах. Морозник. Очень декоративное вечнозеленое растение, ценится не только за крупные цветки, но и за красивые рассеченные листья. Может зимовать под снегом, не вымерзает даже в самые суровые зимы. Цвести начинает ранней весной, прямо из-под снега появляются цветки, которые сохраняются на растении до полугода. Цветки в зависимости от вида бывают и белыми, и розоватыми, с желтым оттенком, всех оттенков красного и бордового, почти до черного, но особенно ценятся сорта с цветками помеченными мелкими крапинками. Высотой морозник бывает от 30 см. до метра. Гиацинт. аспускается одним из первых в саду. Считается универсальным растением, которое подходит и для открытого грунта и для ранней выгонки в помещении. Очень душистые, красивые цветки гиацинта бывают всевозможных оттенков и цветов – от белого до темно – фиолетового и даже черного. В самом начале весны в саду из земли появляются листья гиацинта, как бы свернутые в трубочку. Они постепенно приоткрываются и из них показывается зеленое соцветие, которое быстро приобретает свойственный виду цвет. Высотой соцветие бывает до 25 см, и в каждом может быть до тридцати цветков. Медуница. Растение очень ценится садоводами за красоту, неприхотливость и ранние сроки цветения. Ранней весной медуница покрывается множеством мелких цветков в форме колокольчиков белого, фиолетового, бледно – голубого, розового, лилового цвета. Нередко на одном растении бывают цветки разных оттенков – розовые и лиловые – медуницы легко переопыляются между собой и возможны самые разные цветовые сочетания. В высоту медуница вырастает до полуметра и также разрастается в ширину. Высаживать лучше в полутени или в тени, где хорошо проявляется пятнистый рисунок на листьях, а цветки приобретают более яркий цвет.
Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» — отрицательную.
Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. В самом деле, умывание и одевание, процесс еды, чтение, ходьба, посещение театра — все это дела, которые сами по себе ни нравственны, ни безнравственны. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Такие действия называют поступками. Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего — это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом).
В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» - одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры (Озирис и Сет — добрый и злой боги в древнеегипетской мифологии, Ормузд иАриман — аналогичные божества в религиозном учении персидского пророка Заратустры, инь и ян — доброе и злое начала в мировоззрении древних китайцев. Бог и дьявол — в христианстве и мусульманстве). Как складывается эта борьба? Что господствует в мире — добро или зло? Добр или зол человек по своей природе? Возможны различные варианты ответов на эти вопросы. И в связи с этим культура может рассматриваться как средство преодоления зла, звериных, порочных наклонностей, свойственных человеческой «натуре» от рождения, или же, наоборот, как почва, на которой происходит «порча» человека, от природы «доброго и непорочного, как дитя».