Открытие памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии императора, императрицы,«при бесчисленном скоплении народа».
Это особенный, легендарный памятник, призванный не только увековечить подвиг двух людей, но и героизм всего народа в борьбе против польско-литовских захватчиков. Но его история тесно связана с еще одной датой, прославляющей силу русого оружия. Дело в том, что поставить памятник изначально планировалось в 1812 году – к 200-летию изгнания захватчиков. Но, все мы знаем, что этот год связан с новым нашествием. Поэтому после разгрома Наполеоновских войск, решение это лишь окрепло. На народные средства, собранные по подписке среди жителей Нижнего Новгорода – родины Кузьмы Минина памятник был установлен в центре Красной площади в 1818 году. Сейчас он немного «переехал», поскольку его расположение затрудняло проезд по Красной площади во время парадов.
Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.
Это особенный, легендарный памятник, призванный не только увековечить подвиг двух людей, но и героизм всего народа в борьбе против польско-литовских захватчиков. Но его история тесно связана с еще одной датой, прославляющей силу русого оружия. Дело в том, что поставить памятник изначально планировалось в 1812 году – к 200-летию изгнания захватчиков. Но, все мы знаем, что этот год связан с новым нашествием. Поэтому после разгрома Наполеоновских войск, решение это лишь окрепло. На народные средства, собранные по подписке среди жителей Нижнего Новгорода – родины Кузьмы Минина памятник был установлен в центре Красной площади в 1818 году. Сейчас он немного «переехал», поскольку его расположение затрудняло проезд по Красной площади во время парадов.
Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.