Один раз мы с друзьями решили сходить в лес. Дело было осенью, в сентябре. Мы дождались воскресенья, взяли компас, чтобы не потеряться, и пошли. Бабушка сделала нам бутерброды, чтобы мы не проголодались. Нас было шестеро ребят с нашего двора и мы еще ни разу не ходили в лес без взрослых. Мы немножко волновались. Сентябрь — это первый месяц осени. Осень, можно сказать, только начинается. Еще тепло, почти как летом. Деревья уже начали желтеть, но не все. Особенно хорошо это было видно в лесу: одно дерево стоит себе зеленое, даже и не думает окрашиваться в осенний цвет. А другое — уже желтое-желтое, и начинает сбрасывать листья. Они падают на тропинку и здорово шуршат под ногами. Мы решили, что когда будем уходить из леса, то соберем букеты из таких листьев и подарим их своим мамам. Лес осенью очень красивый. Дышалось там хорошо, пели птицы. А некоторые птицы не пели, а трещали — это сороки, любят они потрещать-покричать на весь лес, завидев незнакомца. Это они других жителей леса предупреждают, что кто-то чужой пришел, будьте начеку. Мы очень хотели встретить в лесу какое-то животное: увидеть лису с рыжим хвостом, или зайца-трусишку, или хотя бы колючего ежика. А особенно мы хотели встретить серого страшного волка и показать ему, что мы его совсем не боимся. Каждый из нас держал по большой удобной палке, которые мы прямо на краю леса сделали из больших сухих веток. Но никого такого нам не попалось, видно, сорока всех успела предупредить, чтобы спрятались получше. Но зато нам попались грибы. Сначала один мальчик, который был в лесу впервые, закричал: «Ой, я что-то нашел!» Мы посмотрели — это был гриб. Эти грибы мне хорошо известны. Это очень хорошие грибы. Они яркого желтого цвета и у них немножко странная форма, они могут выглядеть как маленькие вазочки, но иногда — очень перекрученные. А самое приятное в этих грибах то, что они растут очень большими семейками, рассыпаются по всей полянке. Поэтому всем нам сразу нашлось занятие: мы очень тщательно осмотрели полянку и собрали несколько десятков этих симпатичных желтых грибочков. Они называются лисички. Вот как нам повезло: лисицу мы не встретили, но лисичек набрали. Трава тоже начала желтеть, но была почти зеленой. Мы вышли на другой край леса, рядом с большим лугом на лугу. Там стоял большой стог сена. И мы решили сделать там привал. Мы отдохнули и пошли домой. Дорога домой почему-то оказалась короче, ведь мы немного устали и уже не останавливались, чтобы полюбоваться окрестностями. Дома бабушка пожарила нам наши грибы с картошкой. Они оказались очень вкусными.
К ОГДА И ГДЕ ? ИСТОРИЯ – ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ ВРЕМЕН. КАРТА
2 Что изучает история? Приведите известные вам примеры исторических памятников. Что такое исторические источники? Какие исторические источники тебе известны? Как работают археологи?
3 На какой вопрос может ответить листок отрывного календаря? Когда?
4 Когда первый человек полетел в космос? 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе Когда отмечался День Победы над фашистской Германией? 9 мая 1945 года – День Победы
5 А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На нам приходят новые слова: век тысячелетие 100 лет 1000 лет
6 В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр на с. 42 учебника. В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские VVVIVIIVXX
7 I II III V X АРАБСКИЕ ЦИФРЫ РИМСКИЕ ЦИФРЫ
8 Давайте отправимся в и узнаем, как разные народы вели счет лет. У разных народов был разный счет лет – летосчисление.
9 Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона.
10 Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима.
11 В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам.
12 Допетровская Русь считала годы « от сотворения мира ».
13 Это было очень неудобно. Люди испытывали трудности при подсчете лет. Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчета лет: « Пусть год рождения Христа будет первым, следующий – вторым и т. д. ». Время от рождения Христа до наших дней мы называем « нашей эрой », а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим « до нашей эры ». Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.
14 До нашей эры Нашей эра V IV III II I I II III IV V
15 Так почему же историки задают вопрос « когда » ? Что они хотят знать? На какой ещё вопрос ищут ответы историки? Где?
16 Сегодня мы познакомимся с новым видом карт – исторической картой. Откройте учебник на стр. 45
17 Какую оказывает историческая карта при изучении исторических событий?
К ОГДА И ГДЕ ? ИСТОРИЯ – ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ ВРЕМЕН. КАРТА
2 Что изучает история? Приведите известные вам примеры исторических памятников. Что такое исторические источники? Какие исторические источники тебе известны? Как работают археологи?
3 На какой вопрос может ответить листок отрывного календаря? Когда?
4 Когда первый человек полетел в космос? 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе Когда отмечался День Победы над фашистской Германией? 9 мая 1945 года – День Победы
5 А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На нам приходят новые слова: век тысячелетие 100 лет 1000 лет
6 В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр на с. 42 учебника. В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские VVVIVIIVXX
7 I II III V X АРАБСКИЕ ЦИФРЫ РИМСКИЕ ЦИФРЫ
8 Давайте отправимся в и узнаем, как разные народы вели счет лет. У разных народов был разный счет лет – летосчисление.
9 Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона.
10 Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима.
11 В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам.
12 Допетровская Русь считала годы « от сотворения мира ».
13 Это было очень неудобно. Люди испытывали трудности при подсчете лет. Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчета лет: « Пусть год рождения Христа будет первым, следующий – вторым и т. д. ». Время от рождения Христа до наших дней мы называем « нашей эрой », а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим « до нашей эры ». Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.
14 До нашей эры Нашей эра V IV III II I I II III IV V
15 Так почему же историки задают вопрос « когда » ? Что они хотят знать? На какой ещё вопрос ищут ответы историки? Где?
16 Сегодня мы познакомимся с новым видом карт – исторической картой. Откройте учебник на стр. 45
17 Какую оказывает историческая карта при изучении исторических событий?