ответьте на вопросы: 1.что относится к горным породам и к минералам?
2.что называется полезными ископаемыми?
3.что относится к горячим, рудным и нерудным полезным ископаемым?
4.Какие месторождения полезных ископаемых имеются на территории Узбекистана?
5.что необходимо делать для сбережения полезных ископаемых?
Тысячелетия пока наука превзошла суеверия, и природа самоцвета открылась человечеству во всей полноте. Мы осведомлены о химическом составе и физических свойствах минерала. Открыты его месторождения в разных уголках мира. Ведется добыча, обработка и использование василькового камня. И все-таки лазурит – в каждом своем кусочке, в каждой бусине и ювелирной вставке – по-прежнему хранит тайну своего очарования!
Небесная синь, отвержденная силами природы, манит, пленяет и будоражит воображение как встарь. Среди засилья искусственного сверканья рукотворных кристаллов «негромкое» сияние лазоревого камня притягивает внимание безыскусной красотой и удивительным подобием глубинам неба.
Лазурит то светится августовским полднем, то синеет предзакатными грозовыми сумерками, то серебрится облачной дымкой над синью моря. Говорят, на свете есть еще более красивые самоцветы. Но это – голос зависти...
жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? ответ поясните.
ответ: 1) географический критерий - ареал; 2) экологический критерий - особенности питания, изменение активности в течение суток; 3) физиологический критерий - число детенышей в помете.
2. Назовите не мене 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. ответ обоснуйте.
ответ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с которых они закреплялись в почве.
3. Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
ответ:1) появление у особей разнообразных наследственных изменений; 2) сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела; 3) размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.
4. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчёлами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.
ответ: 1) у насекомых разных видов возникли сходные мутации по внешним признакам (окраска, форма тела); 2) особи с признаками, усиливающие их сходство с защищенными насекомыми, имели больше возможностей выжить в борьбе за существование; 3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и через ряд поколений распространялись в популяции.
5. Растения мятлика лугового, произрастающего на пастбищах в местах выпаса скота, имеют низкий рост, по сравнению с особями того же вида, растущими там, где выпаса не было. ответ обоснуйте.
ответ: 1) низкорослость на пастбищах – результат естественного отбора; 2) животные в первую очередь поедают высокорослые растения, которые не успевают образовывать семена; 3) низкорослые растения имеют больше шансов выжить и оставить потомство, поэтому преобладают
6. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира
ответ: 1) стадия зиготы соответствует 1-клеточному организму; 2) стадия бластулы. Где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного.
7. В промышленных районах Англии на протяжении XIX-XX веков увеличилось число бабочек березовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиций эволюционного учения и определите форму отбора.
ответ: 1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы; 2) в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской; 3) изменение окраски в популяциях бабочек - проявление движущей формы естественного отбора.
8. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах. ответ:
1) Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция);
2) природные условия Австралии дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию;
3) на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.
9. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? ответ:
Элементы ответа: 1) создают органические вещества из неорганических; 2) аккумулируют солнечную энергию;
3) обеспечивают органическими веществами и энер¬гией организмы других звеньев экосистемы.
10. Почему агроэкосистемы характеризуются как неустойчи¬вые сообщества? Приведите не менее 3-х обоснований, ответ:
Элементы ответа: 1) в них обитает небольшое число видов, преобладает монокультура; 2) неразветвленные сети и короткие цепи питания; 3) круговорот веществ незамкнутый, так как органи¬ческие вещества частично изымаются человеком с урожаем.
11. Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками? ответ:
1) защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы;
2) активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, когти, копыта); химических (запахи, яды); электрических (электрические органы у рыб);
3) формы защитной окраски.