Практическая работа № 9
Измерение температуры
зду чаще всего
мометра. Его изо-
й в 1742 году. Поэтому
Когда мы говорим: «тепло», «холодно», то имеем в виду
температуру воздуха. Чтобы измерить ее, достаточно термометра. Е.
брел шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году
при измерении температуры воздуха используется шкала, предложен
Цельсием, и ставится значок C (Celsius).
Задание 1. Рассмотрите термометр. Основные его части - стекла
стеклянная
трубка, наполненная жидкостью, и шкала. Каждое деление шкалы обозна
ет один градус. Цифра «ноль» — это граница между градусами тепла и мороза
Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов
Задание 2. Чтобы понять, как работает термометр, проделайте опыты.
Опыт 1. Опустите термометр в стакан с теплой водой. Что происходит сс
столбиком жидкости в трубке термометра?
Опыт 2. Перенесите термометр в стакан с холодной водой. Посмотрите
что теперь происходит со столбиком жидкости в трубке.
140
На явление смерти существуют различные взгляды.
Смерть в мифологических представлениях древних народов не является
естественным, неи з бежным явлением, а представляет собой результат
козней злых духов, которые пробираясь в организм человека постепенно
уничтожают его. Поэтому согласно мифологическим предста в лениям, люди
должны бороться со злыми духами и божествами, которые несут смерть
челов е ку. В древнегреческих мифах повествуется о том, как Зевс,
рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему Смерть, но Сизиф
заковал ее в крепкие оковы, и люди перестали умирать. Одн а ко Аид
освободил Смерть от оков, и она одолела Сизифа. Греческая мифол о гия
в лице Сизифа изображает бессилие человека в его тщетных попытках
путем хитрости и мудр о сти перейти границы жизни.
В религиозных учениях страх перед смертью “нейтрализуется”
верой в бе с смертие души. В нашем веке науки вера в бессмертие души
возродилась в новых формах (достаточно вспо м нить интере с нейшую
работу американского ученого Р. Муди “Жизнь после смерти”) .
Однако при всей утешительности таких воззрений после недолгих
размышлений с грустью сознаешь, что , если дух отделится от своего
обжитого родного тела, то это и будет смерть меня как сущ е ства
телеснодуховного. Без тела мое сознание будет бес бездеятельным... Да и б у дет ли?
Стихийное, инстинктивное признание жизни и ее ценности вызывает у
людей реакцию против смерти. Человеческая психика не может смириться
со смертью. Поэтому смерть выз ы вает у людей безысходную печаль,
невыносимое стр а дание.
“Неизбежность смерт и наитягчайшая из наших горестей”,
утверждал французский мыслитель 17 века Вовенгарг. Трудно с ним не
согласиться. Страх перед смертью естественное и как не парадоксально,
полезное в известном смысле чувство. Страх перед смертью служит
предупреждением о надвигающейся опасности. Утратив его , человек как
бы теряет свою з а щитную броню. Удерживая человека от поступков и
действий, опасных для жизни, страх сп о собствует сохран е нию
человеческого рода. Но страх одновременно действует угнетающе, ибо
человек, вместо того чтобы остерегаться к а койлибо опасности,
начинает бояться всего. Он сознает, что смерть неизбежный удел всего ж
и вого.
Смерть э то осознанная необходимость. Полнейшая наша несвобода.
Высшая мера нак а зания , к которой приговорила нас равн о душная
природа.
Но есть и другая , прямо противоположная точка зрения.
Смерть б лаго!
“Признаем чистосердечно, что бессмертие обещают нам только Бог и
религия: ни прир о да, ни наш разум не говорят нам об этом... Смерт ь
не только избавление от болезней, он а и з бавление от всякого рода
страданий”. Таково мнение М. Мо н теня.
И это мнение напрямую приводит нас к вопросу эвтаназии –
добровольному уходу из жизни в связи с неизлечимой болезнью. В
настоящее время закон об эвтаназии принят лишь в некоторых странах, в
частности, в Голландии. Во всех остальных государствах добровольный
уход из жизни по любым причинам запрещен.
В первую очередь против суицида выступает религия, называя
самоубийство одним из с а мых страшных грехов. По христианской вере,
самоубийцу нельзя хоронить на общем кла д бище по религиозным обрядам,
нельзя отпевать и т.д. Самые страшные муки Ада ждут человека, с а
мовольно расставшегося с жизнью.
И тем не менее, вопрос эвтаназии крайне актуален в наше время.
Существует множество неизлечимых болезней, и эти болезни приносят
несчастным больным невыразимые страдания. Лично я считаю, что
эвтаназия – единственное (кроме естественной смерти), что
принесет этим людям п о кой. Следовательно, эвтаназия необходима.
Но и против этого также можно возразить. Всегда остается вероятность,
что врач оши б ся, определяя диагноз. В конце концов, наука на месте
не стоит, и кто поручится, что на следу ю щий день, после того, как
больной использовал свое право на смерть, не будет изобретено л е
карство от его болезни?!
Я считаю, что споры вокруг эвтаназии не угаснут никогда, ведь всегда
найдутся и её ст о ронники, и её противники. Сам я придерживаюсь
золотой середины: если вероятность ошибки врачей сведена к минимуму,
эвтаназии – единственный выход