Если вы оказались за бортом, постарайтесь сохранить присутствие духа и действовать рационально: - не плыть за судном или навстречу ему или спасательному средству; - чтобы вас заметили, не надо кричать, размахивать руками — надо медленно одной рукой, плывя на спине; крикнуть есть смысл два-три раза — смотря по обстановке, но если не услышали сразу, новые крики скорее всего не ; - не сбрасывать одежду, она поддержать температуру тела на несколько градусов выше температуры воды; - избавиться от ненужных неплавучих предметов, в том числе и в карманах; - не терять веры в спасение — на каждом судне следят за поверхностью моря.если корабль или яхта уходит от вас, это вовсе не означает, что вас не заметили: действия но судовой тревоге «человек за бортом» — сложная операция маневрирования. надо иметь в виду, что тормозной путь обычного пассажирского судна не меньше мили (1852 метра), а на крупнотоннажных судах это расстояние возрастает до 4000 метров. поэтому самое главное для потерпевшего — беречь силы и сохранять тепло (см. кораблекрушение).для того, чтобы согреваться, в воде ни в коем случае нельзя делать движения — только статическую гимнастику, напрягая поочередно мышцы частей тела. потеря тепла в воде идет в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. упавший за борт в спасательном жилете должен для сохранения тепла воспользоваться положением help — сгруппироваться, обхватив руками с боков грудную клетку, и поднять бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. по некоторым данным, этот способ может увеличить расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 процентов.человека, спасенного из воды, нужно немедленно укрыть и следить за дыханием, проводя квалифицированные медицинские меры защиты от гипотермии яцек палкевич, разрабатывая вопрос выживания на море, предлагает десять правил по преодолению непредвиденных обстоятельств. если на ситуацию «человек за бортом» смотреть шире (например, и в житейском смысле), легко заметить, что они могут пригодиться не только в море.
Птичьими базарами называются массовые скопления на гнездовьях некоторых морских птиц. базарами их называют за невероятный шум и гам. собираясь в колонии, птицы лучше защищают себя от врагов. в местах изобилия корма не всегда достаточно подходящих мест для устройства гнёзд. это главная причина того, что на небольших участках устраивают гнёзда многие тысячи птиц. на севере, на скалистых берегах северного ледовитого и тихого океанов и их морей, живут летом морские птицы. это различные чистиковые (кайры, люрики, тупики, конюги) , чайки-мо'евки, бургомистры, серебристые чайки и многие другие. природа этих широт сурова. щебнистая почва еле прикрыта редкими травами, карликовыми кустарничками и лишайниками. снег местами не успевает растаять за короткое лето. летом обычны холодные моросящие дожди, туманы, а иногда и снегопады, даже в июне и июле. сухопутных животных здесь мало. в противоположность этому воды холодных морей изобилуют живыми существами. скалы под водой покрыты водорослями и массой раковин морских моллюсков. здесь также плавает много морских рачков. всё это привлекает сюда рыб. и рыбы, и различные водные беспозвоночные служат пищей миллионам морских птиц, гнездящихся на скалистых побережьях. это и есть знаменитые «птичьи базары» . высиживающие птенцов птицы во множестве покрывают уступы, карнизы, щели и склоны прибрежных скал. птицы закрывают землю, когда садятся, массы их всё время слетают и подлетают к утёсам, опускаются в море, несут рыбу птенцам, дерутся из-за гнёзд. если выстрелить из ружья, поднявшиеся птицы скрывают солнце и живыми тучами слетают в море. знаменитые залежи чилийской селитры образовались из масс птичьего помёта, скопившегося на птичьих базарах. этому способствовал сухой климат чили — в других местах обильные дожди смывали помёт в море.