Шапка Мономаха известна многим. Она имеет большую историческую ценность, являясь атрибутом царской России и украшением русских царей. Но мало кто знает, что таких шапок две, и вторая находится также в России. История шапки Мономаха начинается с того момента, когда она была подарена князю Владимиру императором из Византии Константином Мономахом. Автор этого ювелирного изделия точно неизвестен. Есть несколько вариантов. Это были либо ювелиры из Византии, либо из Средней Азии или же c Ближнего Востока. Вскоре шапка Мономаха стала символом власти древнерусских князей и позже царей. Всех новых престолопреемников венчали на царство шапкой Мономаха. При венчании на престол двух братьев – Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, для младшего брата пришлось сделать вторую шапку Мономаха. Ее изготовили уже русские ювелиры. Многие историки придают ей особое значение, поскольку именно ее одел Петр I, ставший в дальнейшем известным реформатором и первым императором России. Но позже все цари одевали при венчании первую шапку Мономаха. Шапка Мономаха уникальна по количеству и качеству камней. Она превосходит все царские и королевские головные уборы не только России, но и Европы. Европейцы сравнивали ее с коронами Франции, Германии, Венгрии. Есть даже свидетельство 1576 года, которое это подтверждает. Стоимость этого произведения искусства, ни историческую, ни ювелирную, определить невозможно. Уникальны и драгоценные камни и сама технология их обработки. Обе шапки Мономаха находятся в Оружейной палате в Москве и считаются самыми дорогими экспонатами.
1 этап– психология как наука о душе. такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. наличием души люди пытались объяснить непонятные явления в жизни человека: сновидения, судьбу, мысли, желания, считая, что душа – орган, животворящий тело, следовательно, психика – это душа. данные взгляды, распространенные у первобытных народов, называются анимизмом (анима– душа), под которым понимается одушевление всех живых и неживых объектов. древнегреческие философы-материалисты демокрит, эпикур, лукреций трактовали душу как разновидность материи, как телесное образование из атомов. философ-идеалист платон считал, что душа – что-то божественное, отличающееся от тела.
2 этап– психология как наука о сознании. возникла в xvii в. в связи с развитием естественных наук. способность чувствовать, думать назвали сознанием. основным методом изучения сознания считалась интроспекция (интро– направленный внутрь себя), т.е. самонаблюдение человека за самим собой и описание, объяснение на этой основе фактов внутренней психической жизни. таким образом, на этом этапе развития психологии основное внимание обращалось только на внутреннюю сторону психической жизни человека, на его сознание.
3 этап– психология как наука о поведении возникла в хх в. в это время считалось, что самонаблюдение является недостаточно объективным методом. объективно можно изучить только лишь то, что непосредственно наблюдаемо: поведение, поступки, реакции человека. но при этом не изучались мотивы, вызывающие поступки. на данном этапе развития психологии под психикой ученые понимали ее внешнюю характеристику – поведение.
4 этап– психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. под психикой стали понимать совокупность как внутреннего, так и внешнего, т.е. с одной стороны – это сознание, с другой – поведение, деятельность.
1 этап– психология как наука о душе. такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. наличием души люди пытались объяснить непонятные явления в жизни человека: сновидения, судьбу, мысли, желания, считая, что душа – орган, животворящий тело, следовательно, психика – это душа. данные взгляды, распространенные у первобытных народов, называются анимизмом (анима– душа), под которым понимается одушевление всех живых и неживых объектов. древнегреческие философы-материалисты демокрит, эпикур, лукреций трактовали душу как разновидность материи, как телесное образование из атомов. философ-идеалист платон считал, что душа – что-то божественное, отличающееся от тела.
2 этап– психология как наука о сознании. возникла в xvii в. в связи с развитием естественных наук. способность чувствовать, думать назвали сознанием. основным методом изучения сознания считалась интроспекция (интро– направленный внутрь себя), т.е. самонаблюдение человека за самим собой и описание, объяснение на этой основе фактов внутренней психической жизни. таким образом, на этом этапе развития психологии основное внимание обращалось только на внутреннюю сторону психической жизни человека, на его сознание.
3 этап– психология как наука о поведении возникла в хх в. в это время считалось, что самонаблюдение является недостаточно объективным методом. объективно можно изучить только лишь то, что непосредственно наблюдаемо: поведение, поступки, реакции человека. но при этом не изучались мотивы, вызывающие поступки. на данном этапе развития психологии под психикой ученые понимали ее внешнюю характеристику – поведение.
4 этап– психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. под психикой стали понимать совокупность как внутреннего, так и внешнего, т.е. с одной стороны – это сознание, с другой – поведение, деятельность.