Проведи наблюдения . проверь , верны ли народные приметы . белые облака - к морозу снег идет большими хлопьями - к ненастью и мокроте туманный круг около солнца - к метели воробьи дружно расчирикались - к оттепели ворона всегда садится носом к ветру
Основание Править Археологические раскопки в центре современного города выявили разрозненные находки фатьяновских топоров — вероятно, они происходят из разрушенного могильника бронзового века. Найдена лепная керамика середины — второй половины I тысячелетия (то есть периода, предшествующего славянской колонизации), указывающая на селище финно-угров[15]. Концом XI века датируются найденные археологами находки на месте первого костромского кремля: стеклянные женские браслёты и металлическое писало для берестяных грамот и вощёных дощечек[16]. Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Эту дату предложил историк В. Н. Татищев, связав это событие с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси[17]. Устанавливая дату возникновения города, В. Н. Татищев пользовался различными источниками, которые до нашего времени не дошли[18]. При раскопках на территории Городища[19] археологи обнаружили предметы, относящиеся только к эпохам финальной бронзы, раннему железному веку (I тыс до н.э.) и периоду от XVII в. до современности[20]. Следовательно, можно предположить, что во времена нашествия татар на правом берегу Волги города не было, а жизнь на Городище по каким-то причинам прекратилась во время раннего железного века и вновь началась уже после основания Костромы на левом берегу Волги в XI—XII вв. Гипотеза о местоположении поселения, связанного с основанием Костромы на берегу небольшой речки Сулы, близ впадения её в Волгу, была проверена историками и археологами в 1951 году. Найденные на пересечении улиц Островского и Пятницкой керамические предметы показали, что на этой территории интенсивная городская жизнь протекала лишь начиная с XII века и её не было в более ранние периоды[21]. По-видимому, историк В. Н. Татищев, выдвинувший предположение об основании Костромы в 1152 г. Юрием Долгоруким, был близок к истине. О том, что Долгорукому был знаком этот край, есть летописная запись о его походе Волгой на судах от Ростова Великого в землю казанских болгар. Основание в XII веке на костромской земле города с южным названием Галич является ещё одним свидетельством активного освоения земель южнорусскими славянами[22]. Гипотеза о том, что Кострома была заложена в XII веке на возвышенном месте у реки Сулы, близ впадения её в Волгу, помимо находок археологов подкрепляется и тем, что древнейшая Фёдоровская церковь города, известная с XIII в., стояла именно здесь. Её местоположение хорошо документируется тем, что только в XVII в. деревянную Фёдоровскую церковь за ветхостью разобрали и сразу тут же возвели каменную, но главный престол назвали Богоотцовским, а Фёдоровским сделали только придел. Сообщение летописи, что в 1276 году в Фёдоровской церкви был похоронен костромской князь Василий, говорит о том, что к этому времени церковь стала городским собором, который по традиции должен стоять в „городе“. В одном из документов говорится, что Фёдоровская церковь находилась „на площади у Мшанской улицы“ и что сохранились ещё остатки „старой осыпи“, то есть городских земляных укреплений. Можно только предположить, что город располагался по обеим берегам реки Сулы, но более на правом берегу, по направлению к реке Костроме, так как в этой части города стояли древнейшие монастыри — Анастасьевский Запрудненский, Ипатьевский. Местность по левому берегу Сулы называлась Дебрей, а главная улица её, которая сложилась в XV—XVI вв. — Боровой дебрей. Название речки — Сула и одной из древних улиц Десятильнича явно южнорусского происхождения и свидетельствует о том, что среди первых насельников города было немало южных славян[23].
Иван-да-Марья — народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, всего чаще жёлтой и синей или фиолетовой. Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, обычно упоминается инцест, для разрешения которого они решили стать растением.
Наиболее популярны два растения:
***Иван-да-Марья, Марьянник, Брат с сестрой, Желтяница, Иванова трава и др. , марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum L.) — травянистое однолетнее растение из семейства норичниковых (Scrophularineae), с жёлтыми цветами и ярко‑синими прицветниками, то есть верхними листьями всего растения.
Марьянник дубравный распространён в лесной и лесостепной зоне Европейской части России; в Сибири встречается как заносное растение. За пределами России — в Центральной Европе. В России часто растёт по рощам и лугам, чаще в тени, по лесным опушкам; цветёт в начале лета.
Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение Иван-да-марья (Melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван–Марья, мужчина–женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет. Иногда встречаются формы с белёсыми кроющими листьями.
Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, обычно упоминается инцест, для разрешения которого они решили стать растением.
Наиболее популярны два растения:
***Иван-да-Марья, Марьянник, Брат с сестрой, Желтяница, Иванова трава и др. , марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum L.) — травянистое однолетнее растение из семейства норичниковых (Scrophularineae), с жёлтыми цветами и ярко‑синими прицветниками, то есть верхними листьями всего растения.
Марьянник дубравный распространён в лесной и лесостепной зоне Европейской части России; в Сибири встречается как заносное растение. За пределами России — в Центральной Европе. В России часто растёт по рощам и лугам, чаще в тени, по лесным опушкам; цветёт в начале лета.
Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение Иван-да-марья (Melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван–Марья, мужчина–женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет. Иногда встречаются формы с белёсыми кроющими листьями.