Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую организацию, так и связанных с ней партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех факторах ее развития является условием выживания ее в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени безрискового развития. Конкуренты фирмы могут получать достоверную информацию о ее деятельности различными чтобы добиться лучших успехов на рынке.
В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской, налоговой и военной тайны. Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда данная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
В ст. 26 «Банковская тайна» Федерального закона РФ от 26.12.1996 № 14-ФЗ «О банках и банковской деятельности» говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
В ст. 32 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением следующих сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Предпринимательская тайна — широкое, комплексное понятие, включающее любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет собой интегрированную совокупность производственной, технической (технологической) коммерческой и служебной тайны, сохранение которых обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.
Предпринимателю, прежде чем принять меры по защите предпринимательской тайны, необходимо дать правильные ответы на следующие вопросы:
какие сведения нельзя скрывать, защищать от получения информации о них;
какие сведения экономически нецелесообразно скрывать от физических и юридических лиц;
какие сведения о деятельности организации подлежат обязательной охране?
При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но знать законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся:
учредительные документы организации;
документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятельности;
документы о платеже организации;
сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и др.
Федеральными законами установлена обязанность предпринимателей предоставлять и другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и др. Но руководители организации (юрист) и другие должностные лица должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.
Анализ деятельности предпринимательских организаций как за рубежом, так и в нашей стране позволяет сделать некоторые обобщения, позволяющие сформулировать перечень сведений, утечка которых может нанести ущерб предпринимательской деятельности. Эти сведения можно свести в отдельные группы в зависимости от функций управления организацией.
Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую организацию, так и связанных с ней партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех факторах ее развития является условием выживания ее в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени безрискового развития. Конкуренты фирмы могут получать достоверную информацию о ее деятельности различными чтобы добиться лучших успехов на рынке.
В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской, налоговой и военной тайны. Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда данная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
В ст. 26 «Банковская тайна» Федерального закона РФ от 26.12.1996 № 14-ФЗ «О банках и банковской деятельности» говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
В ст. 32 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением следующих сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Предпринимательская тайна — широкое, комплексное понятие, включающее любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет собой интегрированную совокупность производственной, технической (технологической) коммерческой и служебной тайны, сохранение которых обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.
Предпринимателю, прежде чем принять меры по защите предпринимательской тайны, необходимо дать правильные ответы на следующие вопросы:
какие сведения нельзя скрывать, защищать от получения информации о них;
какие сведения экономически нецелесообразно скрывать от физических и юридических лиц;
какие сведения о деятельности организации подлежат обязательной охране?
При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но знать законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся:
учредительные документы организации;
документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятельности;
документы о платеже организации;
сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и др.
Федеральными законами установлена обязанность предпринимателей предоставлять и другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и др. Но руководители организации (юрист) и другие должностные лица должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.
Анализ деятельности предпринимательских организаций как за рубежом, так и в нашей стране позволяет сделать некоторые обобщения, позволяющие сформулировать перечень сведений, утечка которых может нанести ущерб предпринимательской деятельности. Эти сведения можно свести в отдельные группы в зависимости от функций управления организацией.
Объяснение: