Челове́к — живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры[1]. Отличительными чертами человека, определяющими его уникальность на планете Земля, являются его сознание, возможность мыслить и к осуществлению свободного выбора, принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений. Описывая человека, отмечают его биологическую непри отсутствие специализации его органов для какого-либо конкретного простого животного существования производитьорудия труда, огонь, и использовать их, дар речи, пластичность поведения. Не известно ни одного другого существа, которое имеет высшие эмоции, традиции мыслить, утверждать, отрицать, считать, планировать, знает о своей смертности, любит в настоящем смысле этого слова, обладает чувством юмора, осуществляет свои замыслы, воспроизводит имеющееся и создаёт что-то новое[2]. Человек изучает и изменяет как окружающий мир, так и самого себя, развивает культуру и создаёт собственную историю. Сущность человека, его происхождение и предназначение, занимаемое им место человека являются основными вопросами философии, религии, науки и искусства
Различают не менее четырёх подходов к рассмотрению понятия человек:
Нельзя представлять себе познание как простой акт зеркального отражения мира в мозгу человека.
С первых дней жизни начинается знакомство человека с предметами внешнего мира. Вот ребенок впервые увидел электрическую лампочку — в его сознании запечатлевается первое представление о ней как источнике света. Став школьником, изучая физику, знакомясь на практике с основами электротехники, он узнает о законах электричества, о принципах работы электрических машин. Объем его знаний увеличился настолько, что для него не составит труда починить выключатель, установить розетку для настольной лампы. Окончив школу, молодой человек работает на производстве, изучает электротехнику, знакомится с новейшими достижениями в этой области. Так непрерывно расширяются и углубляются его знания.
Путь научного познания мира человеческим обществом в известной мере напоминает путь развития познания отдельного человека. В древности люди ничего не знали о природе электричества. Гроза внушала им ужас и казалась деянием разгневанных богов. Недаром в греческой мифологии Зевс изображался громовержцем, мечущим молнии в непокорных. Постепенно естествознание накапливало факты об электрических явлениях. Было изучено свойство некоторых тел электризоваться при трении, раскрыты законы взаимодействия между электрическими зарядами. Не обошлось и без заблуждений: одно время пытались объяснить электричество движением невесомой «электрической жидкости». К первой половине XIX века в науке и практике накопилось достаточно фактов для раскрытия основных законов электричества. Человек научился преобразовывать механическую и тепловую энергию в электрическую и наоборот. Были построены первые электростанции, созданы первые электрические машины. Электричество, так же как до него пар, было поставлено на службу человеку. Но и на этом процесс познания не остановился. Во второй половине XIX века английский физик Д. Максвелл разработал теорию электромагнитного поля, которая объединила дотоле обособленные сферы электричества, магнетизма и оптики. А впереди уже новые горизонты: ученые высказывают гипотезу о единстве электромагнитных, гравитационных и ядерных полей. Так со ступеньки на ступеньку научная мысль все дальше проникает в глубь явлений.
Познание, по словам Ленина, сложный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного, неточного к знанию все более полному и точному. Поскольку мир бесконечен, постольку и познание не имеет пределов, тоже бесконечно.
Человеческое познание идет от наблюдения, чувственного восприятия, или, как говорят в философии, живого созерцания, к теоретическому раскрытию законов, а затем к применению их на практике. Таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.
Челове́к — живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры[1]. Отличительными чертами человека, определяющими его уникальность на планете Земля, являются его сознание, возможность мыслить и к осуществлению свободного выбора, принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений. Описывая человека, отмечают его биологическую непри отсутствие специализации его органов для какого-либо конкретного простого животного существования производитьорудия труда, огонь, и использовать их, дар речи, пластичность поведения. Не известно ни одного другого существа, которое имеет высшие эмоции, традиции мыслить, утверждать, отрицать, считать, планировать, знает о своей смертности, любит в настоящем смысле этого слова, обладает чувством юмора, осуществляет свои замыслы, воспроизводит имеющееся и создаёт что-то новое[2]. Человек изучает и изменяет как окружающий мир, так и самого себя, развивает культуру и создаёт собственную историю. Сущность человека, его происхождение и предназначение, занимаемое им место человека являются основными вопросами философии, религии, науки и искусства
Различают не менее четырёх подходов к рассмотрению понятия человек:
КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР
Нельзя представлять себе познание как простой акт зеркального отражения мира в мозгу человека.
С первых дней жизни начинается знакомство человека с предметами внешнего мира. Вот ребенок впервые увидел электрическую лампочку — в его сознании запечатлевается первое представление о ней как источнике света. Став школьником, изучая физику, знакомясь на практике с основами электротехники, он узнает о законах электричества, о принципах работы электрических машин. Объем его знаний увеличился настолько, что для него не составит труда починить выключатель, установить розетку для настольной лампы. Окончив школу, молодой человек работает на производстве, изучает электротехнику, знакомится с новейшими достижениями в этой области. Так непрерывно расширяются и углубляются его знания.
Путь научного познания мира человеческим обществом в известной мере напоминает путь развития познания отдельного человека. В древности люди ничего не знали о природе электричества. Гроза внушала им ужас и казалась деянием разгневанных богов. Недаром в греческой мифологии Зевс изображался громовержцем, мечущим молнии в непокорных. Постепенно естествознание накапливало факты об электрических явлениях. Было изучено свойство некоторых тел электризоваться при трении, раскрыты законы взаимодействия между электрическими зарядами. Не обошлось и без заблуждений: одно время пытались объяснить электричество движением невесомой «электрической жидкости». К первой половине XIX века в науке и практике накопилось достаточно фактов для раскрытия основных законов электричества. Человек научился преобразовывать механическую и тепловую энергию в электрическую и наоборот. Были построены первые электростанции, созданы первые электрические машины. Электричество, так же как до него пар, было поставлено на службу человеку. Но и на этом процесс познания не остановился. Во второй половине XIX века английский физик Д. Максвелл разработал теорию электромагнитного поля, которая объединила дотоле обособленные сферы электричества, магнетизма и оптики. А впереди уже новые горизонты: ученые высказывают гипотезу о единстве электромагнитных, гравитационных и ядерных полей. Так со ступеньки на ступеньку научная мысль все дальше проникает в глубь явлений.
Познание, по словам Ленина, сложный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного, неточного к знанию все более полному и точному. Поскольку мир бесконечен, постольку и познание не имеет пределов, тоже бесконечно.
Человеческое познание идет от наблюдения, чувственного восприятия, или, как говорят в философии, живого созерцания, к теоретическому раскрытию законов, а затем к применению их на практике. Таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.