Морские границы России Морскими соседями России следует считать США и Японию, они отделены от России неширокими проливами. Морская граница с Японией проходит между Южными Курилами, Сахалином и северным островом Японии – Хоккайдо. Граница с США проходит в Беринговом проливе между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна. Россия имеет и океанического соседа – Канаду. Эти страны разделяет Северный Ледовитый океан. Наиболее протяженные морские границы России проходят вдоль побережья морей этого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского. Непосредственно России принадлежат по международным соглашениям в Северном Ледовитом океане (и других морях и океанах): во-первых, внутренние воды (Белое море, Печорская и Чешская губы); во-вторых, территориальные воды – полоса вдоль всех морских берегов шириной в 16 морских миль (22,2 км.); в-третьих, 200-милльная (370 км) экономическая зона площадью 4,1 млн. кв. км за пределами территориальных вод, закрепляющая за государством право на разведку и разработку территориальных ресурсов, добычу рыбы и морепродуктов. России принадлежат также огромные шельфовые пространства, особенно в Северном Ледовитом океане, где по прогнозам, сосредоточены гигантские ресурсы нефти и газа (около 20% мировых). Важнейшие порты России на Севере – Мурманск и Архангельск, к которым подходят с юга железные дороги. От них начинается Северный Морской путь, вплоть до Владивостока на Тихом океане. Большинство морей покрыты в течение 8-10 месяцев мощными толщами льда. Поэтому караваны судов проводят мощные, в т.ч. атомные, ледоколы. Но навигация коротка – всего 2-3 месяца. Поэтому в настоящее время началась подготовка к созданию арктической подводной магистрали, использующей для транспортировки грузов выведенные из боевого состава атомные подводные лодки. Они обеспечат быстрое и безопасное подводное плавание на всех участках Северного Морского пути вплоть до Владивостока и иностранных портов в Европе и различных районах Азии. Это принесет России огромный годовой доход и сможет обеспечить северный районы необходимыми грузами, топливом, продовольствием. Морская граница в Тихом океане проходит по морям: Берингову, Охотскому, Японскому, и на Курильских островах и Камчатке – по Тихому океану. Основные порты находятся на юге – в Японском море (Владивосток и Находка, а также Ванино и Советская Гавань). Кроме того, есть важные порты, снабжающие обширные территории – Магадан на Охотском море и Петропавловск-Камчатский на полуострове Камчатка. Порты на Тихом океане имеют огромное значение в рыболовстве России, также как и Мурманск на севере. К бассейну Атлантического океана относятся Балтийское, Черное и Азовское моря. При незначительных участках побережий они приобрели огромное экономическое значение. На Балтийском море – основные порты, расположенные в заливах: Финском (крупнейший порт – Санкт-Петербург) и Калининградском (торговый порт Калининград и военно-морской – Балтийск). Россия лишилась после распада СССР нескольких крупнейших портов на Балтике (Вентспилс, Клайпеда, Таллин, Рига) и вынуждена платить значительные средства для торговли через эти порты. Поэтому в Финском заливе, близ Санкт-Петербурга создаются новые порты: Приморский, Усть-Лужский в бухте Батарейной. В Азовском море и Керченском проливе проходит морская граница России с Украиной. Азовское море мелководно и поэтому его порты (Таганрог, Ейск) принимают небольшие суда. Намечается создание морского канала к Таганрогу, что позволит увеличить его возможности. На Черном море находится крупнейший порт Новороссийск, главный порт по вывозу нефти, и порт Туапсе, основные грузы которого – нефтепродукты. Южнее расположен пассажирский порт – Сочи. На Каспийском море морские границы после распада СССР долгое время не были определены. Выделяются отдельные сектора, в т.ч. на севере – российский. Главные порты России на Каспийском море – Астрахань (к которому подходит морской канал в связи с мелководьем) и Махачкала. Итак, Россия имеет наиболее протяженные морские границы – 38,8 тыс. км. Большинство их них приходятся на моря Северного Ледовитого и Тихого океана. В то же время Россия имеет морские границы с США и Японией, а также морские и сухопутные границы с Норвегией, Финляндией, Польшей.
[править]
1800-е
Паровоз Тревитика и кольцевая дорога-аттракцион для его демонстрации
1801: Жаккардовый ткацкий станок: Жозеф Мари Жаккар
1802: Проект парохода с гребным винтом: Стивенс, Джон[83]
1803: Электрическая дуговая сварка: Василий Владимирович Петров[93]
1804: Паровоз: Ричард Тревитик
1805: Подводная лодка «Наутилус»: Роберт Фултон
1805: Проект холодильника: Оливер Эванс[94]
1807: Пароход: Роберт Фултон
1808: Ленточная пила (патент): Вильям Ньюберри[81][95]
1809: Дуговая лампа: Гемфри Дэви[96]
[править]
1810-е
«Машина для ходьбы» Карла Дреза, 1817
1812: Метроном: Дитрих Винкель[97]
1814: Первый практичный паровой локомотив «Блюхер»: Джордж Стефенсон[98]
1816: Безопасная шахтёрская лампа (лампа Дэви): Гемфри Дэви
1816: Двигатель Стирлинга: Роберт Стирлинг
1816: Стетоскоп: Рене Лаэннек[99]
1817: Калейдоскоп: Дэвид Брюстер
1817: «Машина для ходьбы» (прообраз велосипеда): Карл Дрез[100]
1819: Усовершенствованное казнозарядное кремнёвое ружьё: Джон Холл[101]
[править]
1820-е
Воспламенение спички от зажигалки.
1821: Электромотор: Майкл Фарадей[102]
1823: Электромагнит: Уильям Стерджен[103]
1823: Зажигалка: Иоганн Дёберейнер
1824: Портландцемент: Уильям Аспдин[104]
1824: Двигатель внутреннего сгорания, адаптация парового двигателя к работе на газе: Сэмюэль Браун[105]
1826: Фотография закрепления изображения: Жозеф Ньепс[106]
1826: Газовая плита: Джеймс Шарп[107]
1827: Спички, зажигающиеся трением: Джон Уолкер[108]
1827: Первый практичный гребной винт: Джозеф Рессел[109]
1827: Авторучка: Петраче Поенару[110]
1830: Газонокосилка: Эдвин Баддинг[111]
[править]
1830-е
Схема телеграфа Шиллинга
Оригинальная фотокамера Дагера
1831: Электромагнит с многослойной обмоткой: Джозеф Генри
1831: Реле: Джозеф Генри
1831: Акустический магнитный телеграф: Джозеф Генри
1831: Электрический генератор: Майкл Фарадей, Аньош Йедлик
1831: Жатка: Сайрус Маккормик[112]
1832: Электрический телеграф: Павел Львович Шиллинг[113]
1833: Аналитическая машина (прообраз компьютера): Чарльз Бэббидж[114]
1833: Электродвигатель постоянного тока: Уильям Стерджен, Томас Дэвенпорт[115][116]
1834: Наждачная бумага (патент): Исаак Фишер[117]
1834: Шрифт Брайля: Луи Брайль
1834: Компрессионный холодильник: Джекоб Перкинс[118]
1835: Фотография, негативно-позитивный процесс: Уильям Тальбот
1835: Револьвер: Сэмюэл Кольт
1835: Электромеханическое реле: Джозеф Генри
1835: Лампа накаливания: Джеймс Линдсей[119]
1836: Пароход с гребным винтом: Джон Эрикссон, Френсис Смит[120]
1836: Швейная машина с двумя нитками, игла с ушком у острия: Йозеф Мадерспергер[121]
1836: Зерноуборочный комбайн: Хайрам Мур, Джозеф Хаскалл[122]
1837: Фотография: Луи Дагер
1837: Стальной плуг: Джон Дир[123]
1837: Закрытый водолазный костюм с жёстким шлемом: Август Зибе[124]
1838: Азбука Морзе: Сэмюэл Морзе
1839: Получение резины вулканизацией каучука: Чарльз Гудийр[125]
1839: Современный велосипед с педалями и седлом: Киркпатрик Макмиллан[126]
1840: Первое минеральное удобрение: Юстус Либих
1840: Многолинзовый портретный объектив: Йозеф Петцваль[127]
[править]
1840-е
Английская булавка.
1841: Саксофон: Адольф Сакс
1842: Анестезия: Кроуфорд Лонг
1842: Минеральное удобрение суперфосфат: Джон Беннет Лоус
1842: Паровой молот: Джеймс Несвит
1843: Факсимильный аппарат: Александр Бэйн[128]
1843: Мешалка для приготовления мороженого: Нэнси Джонсон[129]
1843: Копёр: Джеймс Несвит
1844: Безопасные спички: Густав Эрик Паш[130]
1844: Производство бумаги из древесной целлюлозы: Чарльз Фенерти
1845: Пневматическая шина: Роберт Томсон[131]
1846: Швейная машина с челночным стежком: Элиас Хоу[132]
1846: Ротационная печатная машина: Ричард Хоу[133]
1849: Английская булавка: Уолтер Хант
1849: Радиально-осевая турбина (турбина Френсиса): Джеймс Фрэнсис
[править]
1850-е
Дирижабль Жиффара, 1852 г.
1852: Дирижабль: Анри Жиффар[134]
1852: Безопасный лифт: Элиша Отис
1852: Гироскоп: Фуко
1853: Планёр