В природе много компасов, которые укажут верный путь человеку, заблудившемуся в лесу, или просто ориентироваться на незнакомой местности. (2)В ясную погоду можно ориентироваться по солнцу, луне, звёздам. (3)А если небо затянуто плотными тучами? (4)В пасмурную погоду в лесу можно определить стороны горизонта по деревьям, по тёмной полосе, которая тянется от земли чуть ли не до самой вершины дерева. (5)Особенно она заметна на сосне. (6)Её хорошо видно на фоне более светлой коры деревьев. (7)Эта тёмная полоса всегда находится с северной стороны. (8)Образуется она от застоя влаги. (9)Кора деревьев намокает вся, но с других сторон она быстро высыхает, а с северной, где меньше всего солнца, влага держится долго. (10)В жаркий день на стволах сосен и елей выступают янтарные капельки смолы. (11)Замечено, что на южной стороне ствола появляется очень много смолы.
(12)Живыми компасами являются муравьи. (13)Лесные муравейники почти всегда располагаются у какого-нибудь дерева, пня или куста и обязательно с южной стороны, чтобы полнее использовать солнечное тепло. (14)Форма муравейника также указывает, где находится север. (15)Южная сторона муравейника отлогая, северная – значительно круче.
(По И. Никитину)
Что хотел сказать автор читателю? Определи и впишите главную мысль текста
Составь и запиши план текста из трех пунктов
1) Основная мысль текста:
В природе много компасов.
2) План:
1. В природе много разных компасов.
2. Как ориентироваться в лесу по деревьям.
3. Как ориентироваться в лесу по муравейникам / Муравьи – живые компасы.