Инициаторами установки памятника Минину и Пожарскому были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.
В журнале «Лицей» за 1803 г. мы читаем: «Природа, повинуясь всевышнему и не взирая на родословия, воспламеняет кровь к благородным подвигам как в простом поселянине или пастухе, так и первостепенном в царстве. Она бы могла, кажется, вдохнуть патриотическую силу в Пожарского; однако избранный ею сосуд был Минин…так сказать, русский плебей… Здесь он был первою действующею силой, а Пожарский… был только орудием его гения». Эта идея была близка Мартосу, и образ Минина становиться основным в его композиции. Мартос приступил к работе над созданием памятника.
В 1807 г. публикуется гравюра с первой модели памятника. Мартос не сразу пришел к своей окончательной композиции, но основные её черты, основное решение выражено уже в первом проекте. Для работы над памятником Мартос составляет программу, в которой Минин и Пожарский представлены как освободители Отечества от иноземного ига: «… наше отечество воздвигает немало памятников таким редкостным мужам, таким бессмертным героям, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию. Кто из прославленных героев древности превзошел мужеством Минина и Пожарского? Петр Великий посетил могилу Минина и воздал должное праху сего великого мужа, назвав его освободителем Руси. В то злосчастное время, когда вероломные поляки вторглись в пределы российского государства и даже завладели самим Кремлем, когда все старания освободить страну от этого позорного ига оставались тщетными и все силы были скованы успехами иноземных насильников, тогда Козьма Минин возымел великое намерение Отечество на самом краю гибели. Он преодолел все препятствия, пожертвовал всем своим достоянием на общее благо, могучим призывом своего сердца поднял упавший дух своих сограждан, с живостью изобразил им бедствия Отечества и своим неотразимым примером воспламенил во всех мужественную жажду освобождения. Быстро стали стекаться пожертвования, все охотно жертвовали всем, вплоть до одежды, чтобы только поскорее противопоставить наглому врагу свое войско. Тогда снова подняла свою голову поникшая Русь, сыны ее проснулись после долгого оцепенения, со всех сторон стали собираться воины, чтобы пасть славной смертью за Отечество, и во главе этого бесстрашного воинства Минин поставил Пожарского. Дмитрий Пожарский, еще покрытый ранами, которые он незадолго перед тем получил в бою с поляками и мятежниками, забыл свою немощь, подавил свои телесные страдания силою своего геройского духа, встал во главе сограждан, которые со всех сторон стеклись в его войско, двинулся на Москву, побил врага, вырвал из его окровавленных рук свое несчастное Отечество…»
Между тем, разговоры об установке памятника замолкли. Наконец в 1808 г. нижегородцы опять ставят вопрос об установки памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество свое и воспламенил тем соревнование своих сограждан». И вот второго мая 1808 г. дается указание президента Академии художеств «о сочинение нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». Конкурсу привлекаются скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов. В ноябре 1808 г. был утвержден проект Мартоса, так как «…гений Мартоса всех щасливее, и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее, изобразил памятник России».
Первого января 1809 г. была объявлена всенародная подписка и по всей России и разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Мужественная фигура Минина доминирует в памятнике. Энергичен жест правой руки, указывающий на Кремль. Одежда Минина упрощается, отброшен плащ, хитон напоминает русскую рубаху. Еще не найден образ Пожарского: его движения не уверены, взамен бурной стремительности появилась некоторая пассивность. Забыв «свою немощь», Пожарский приподнимается с ложа, чтобы последовать призыву Минина. Одежда Пожарского остается античной, но его щит с изображением нерукотворного уже ближе к русскому. Центром композиции, как и в предыдущем проекте, является меч, на который опираются и Минин, и Пожарский. Постамент остается прежним, а композиция барельефа значительно видоизменяется. Она становится более лаконичной, некоторые персонажи исчезают, появляется новая группа-отец с двумя сыновьями. Весь монумент приобретает более сильное и ясное патриотическое звучание. В дальнейшем при работе над моделью произойдут новые изменения, новые поиски образов, но основная композиция была заложена в этом проекте в 1809 г.
ПОЖАР - ЭТО НЕКОНТРОЛИРУЕМОЕ ГОРЕНИЕ, ПРИЧИНЯЮЩЕЕ МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ, ВРЕД ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН, ИНТЕРЕСАМ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ПОЖАРА, НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ:1.НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОГНЕМ - ПРИ НЕОСТОРОЖНОМ КУРЕНИИ, ПОЛЬЗОВАНИИ В ПОМЕЩЕНИЯХ ОТКРЫТЫМ ПЛАМЕНЕМ, РАЗВЕДЕНИЕ КОСТРОВ ВБЛИЗИ СТРОЕНИЙ, НЕБРЕЖНОСТЬ В ОБРАЩЕНИИ С ПРЕДМЕТАМИ БЫТОВОЙ ХИМИИ, ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ ЖИДКОСТЯМИ. ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ БАЛКОНЫ, ЛОДЖИИ, САРАИ, ГАРАЖИ, ЗАХЛАМЛЕННЫЕ ВЕЩАМИ.2. ПОЖАРЫ ОТ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ ВОЗНИКАЮТ В СЛУЧАЕ ПЕРЕГРУЗКИ СЕТИ МОЩНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, ПРИ НЕВЕРНОМ МОНТАЖЕ ИЛИ ВЕТХОСТИ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕИСПРАВНЫМИ ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ ИЛИ ПРИБОРАМИ С ОТКРЫТЫМИ СПИРАЛЯМИ И ОСТАВЛЕНИИ ИХ БЕЗ ПРИСМОТРА.3.ОСТАВЛЕННЫЕ БЕЗ ПРИСМОТРА ТОПЯЩИЕСЯ ПЕЧИ, ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ИХ РОЗЖИГА ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ЖИДКОСТЕЙ, ОТСУТСТВИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ РАЗДЕЛКИ.4.ПОЖАРЫ ОТ ДЕТСКОЙ ШАЛОСТИ С ОГНЕМ. ВИНОВАТЫ В ЭТОМ ЧАЩЕ ВЗРОСЛЫЕ, КОТОРЫЕ ОСТАВЛЯЮТ ДЕТЕЙ ОДНИХ ДОМА, НЕ ПРЯЧУТ СПИЧКИ, ЗАЖИГАЛКИ, НЕ КОНТРОЛИРУЮТ ДЕЙСТВИЯ И ИГРЫ ДЕТЕЙ.5. ПОЖАРЫ НА ТРАНСПОРТЕ ПРИ НЕИСПРАВНЫХ ЭЛЕКТРО - И ТОПЛИВНЫХ ПРИБОРАХ.6.НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРОЧНЫХ И ОГНЕВЫХ РАБОТ - ЧАСТАЯ ПРИЧИНА ПОЖАРОВ.7.ПОЖАРЫ ОТ БЫТОВЫХ ГАЗОВЫХ ПРИБОРОВ, НЕИСПРАВНЫХ ЛИБО ОСТАВЛЕННЫХ БЕЗ ПРИСМОТРА. ПРИ ПОЖАРЕ:- ВЫЗОВИТЕ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ;- ВЫВЕДИТЕ НА УЛИЦУ ДЕТЕЙ, ПРЕСТАРЕЛЫХ И ТЕХ, КОМУ НУЖНА ТУШИТЕ ПОЖАР ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ (ВОДОЙ, ПЛОТНОЙ МОКРОЙ ТКАНЬЮ, ОТ ВНУТРЕННИХ ПОЖАРНЫХ КРАНОВ В ХОЛЛАХ ЗДАНИЙ);- ПРИ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ ОТКЛЮЧИТЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ С АВТОМАТОВ НА ЩИТКЕ.ПОМНИТЕ!ТУШИТЬ ВОДОЙ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!ОТКЛЮЧИТЕ ПОДАЧУ ГАЗА;ЕСЛИ ЛИКВИДИРОВАТЬ ОЧАГ ПОЖАРА СВОИМИ СИЛАМИ НЕВОЗМОЖНО, НЕМЕДЛЕННО ПОКИНЬТЕ ПОМЕЩЕНИЕ, ПЛОТНО ПРИКРЫВ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ, НЕ ЗАПИРАЯ ЕЕ НА КЛЮЧ;СООБЩИТЕ ПОЖАРНЫМ ОБ ОСТАВШИХСЯ В ПОМЕЩЕНИИ ЛЮДЯХ, РАЗЪЯСНИТЕ КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ОЧАГУ ПОЖАРА.
Инициаторами установки памятника Минину и Пожарскому были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.
В журнале «Лицей» за 1803 г. мы читаем: «Природа, повинуясь всевышнему и не взирая на родословия, воспламеняет кровь к благородным подвигам как в простом поселянине или пастухе, так и первостепенном в царстве. Она бы могла, кажется, вдохнуть патриотическую силу в Пожарского; однако избранный ею сосуд был Минин…так сказать, русский плебей… Здесь он был первою действующею силой, а Пожарский… был только орудием его гения». Эта идея была близка Мартосу, и образ Минина становиться основным в его композиции. Мартос приступил к работе над созданием памятника.
В 1807 г. публикуется гравюра с первой модели памятника. Мартос не сразу пришел к своей окончательной композиции, но основные её черты, основное решение выражено уже в первом проекте. Для работы над памятником Мартос составляет программу, в которой Минин и Пожарский представлены как освободители Отечества от иноземного ига: «… наше отечество воздвигает немало памятников таким редкостным мужам, таким бессмертным героям, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию. Кто из прославленных героев древности превзошел мужеством Минина и Пожарского? Петр Великий посетил могилу Минина и воздал должное праху сего великого мужа, назвав его освободителем Руси. В то злосчастное время, когда вероломные поляки вторглись в пределы российского государства и даже завладели самим Кремлем, когда все старания освободить страну от этого позорного ига оставались тщетными и все силы были скованы успехами иноземных насильников, тогда Козьма Минин возымел великое намерение Отечество на самом краю гибели. Он преодолел все препятствия, пожертвовал всем своим достоянием на общее благо, могучим призывом своего сердца поднял упавший дух своих сограждан, с живостью изобразил им бедствия Отечества и своим неотразимым примером воспламенил во всех мужественную жажду освобождения. Быстро стали стекаться пожертвования, все охотно жертвовали всем, вплоть до одежды, чтобы только поскорее противопоставить наглому врагу свое войско. Тогда снова подняла свою голову поникшая Русь, сыны ее проснулись после долгого оцепенения, со всех сторон стали собираться воины, чтобы пасть славной смертью за Отечество, и во главе этого бесстрашного воинства Минин поставил Пожарского. Дмитрий Пожарский, еще покрытый ранами, которые он незадолго перед тем получил в бою с поляками и мятежниками, забыл свою немощь, подавил свои телесные страдания силою своего геройского духа, встал во главе сограждан, которые со всех сторон стеклись в его войско, двинулся на Москву, побил врага, вырвал из его окровавленных рук свое несчастное Отечество…»
Между тем, разговоры об установке памятника замолкли. Наконец в 1808 г. нижегородцы опять ставят вопрос об установки памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество свое и воспламенил тем соревнование своих сограждан». И вот второго мая 1808 г. дается указание президента Академии художеств «о сочинение нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». Конкурсу привлекаются скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов. В ноябре 1808 г. был утвержден проект Мартоса, так как «…гений Мартоса всех щасливее, и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее, изобразил памятник России».
Первого января 1809 г. была объявлена всенародная подписка и по всей России и разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Мужественная фигура Минина доминирует в памятнике. Энергичен жест правой руки, указывающий на Кремль. Одежда Минина упрощается, отброшен плащ, хитон напоминает русскую рубаху. Еще не найден образ Пожарского: его движения не уверены, взамен бурной стремительности появилась некоторая пассивность. Забыв «свою немощь», Пожарский приподнимается с ложа, чтобы последовать призыву Минина. Одежда Пожарского остается античной, но его щит с изображением нерукотворного уже ближе к русскому. Центром композиции, как и в предыдущем проекте, является меч, на который опираются и Минин, и Пожарский. Постамент остается прежним, а композиция барельефа значительно видоизменяется. Она становится более лаконичной, некоторые персонажи исчезают, появляется новая группа-отец с двумя сыновьями. Весь монумент приобретает более сильное и ясное патриотическое звучание. В дальнейшем при работе над моделью произойдут новые изменения, новые поиски образов, но основная композиция была заложена в этом проекте в 1809 г.
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ПОЖАРА, НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ:1.НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОГНЕМ - ПРИ НЕОСТОРОЖНОМ КУРЕНИИ, ПОЛЬЗОВАНИИ В ПОМЕЩЕНИЯХ ОТКРЫТЫМ ПЛАМЕНЕМ, РАЗВЕДЕНИЕ КОСТРОВ ВБЛИЗИ СТРОЕНИЙ, НЕБРЕЖНОСТЬ В ОБРАЩЕНИИ С ПРЕДМЕТАМИ БЫТОВОЙ ХИМИИ, ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ ЖИДКОСТЯМИ. ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ БАЛКОНЫ, ЛОДЖИИ, САРАИ, ГАРАЖИ, ЗАХЛАМЛЕННЫЕ ВЕЩАМИ.2. ПОЖАРЫ ОТ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ ВОЗНИКАЮТ В СЛУЧАЕ ПЕРЕГРУЗКИ СЕТИ МОЩНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, ПРИ НЕВЕРНОМ МОНТАЖЕ ИЛИ ВЕТХОСТИ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕИСПРАВНЫМИ ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ ИЛИ ПРИБОРАМИ С ОТКРЫТЫМИ СПИРАЛЯМИ И ОСТАВЛЕНИИ ИХ БЕЗ ПРИСМОТРА.3.ОСТАВЛЕННЫЕ БЕЗ ПРИСМОТРА ТОПЯЩИЕСЯ ПЕЧИ, ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ИХ РОЗЖИГА ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ЖИДКОСТЕЙ, ОТСУТСТВИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ РАЗДЕЛКИ.4.ПОЖАРЫ ОТ ДЕТСКОЙ ШАЛОСТИ С ОГНЕМ. ВИНОВАТЫ В ЭТОМ ЧАЩЕ ВЗРОСЛЫЕ, КОТОРЫЕ ОСТАВЛЯЮТ ДЕТЕЙ ОДНИХ ДОМА, НЕ ПРЯЧУТ СПИЧКИ, ЗАЖИГАЛКИ, НЕ КОНТРОЛИРУЮТ ДЕЙСТВИЯ И ИГРЫ ДЕТЕЙ.5. ПОЖАРЫ НА ТРАНСПОРТЕ ПРИ НЕИСПРАВНЫХ ЭЛЕКТРО - И ТОПЛИВНЫХ ПРИБОРАХ.6.НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРОЧНЫХ И ОГНЕВЫХ РАБОТ - ЧАСТАЯ ПРИЧИНА ПОЖАРОВ.7.ПОЖАРЫ ОТ БЫТОВЫХ ГАЗОВЫХ ПРИБОРОВ, НЕИСПРАВНЫХ ЛИБО ОСТАВЛЕННЫХ БЕЗ ПРИСМОТРА.
ПРИ ПОЖАРЕ:- ВЫЗОВИТЕ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ;- ВЫВЕДИТЕ НА УЛИЦУ ДЕТЕЙ, ПРЕСТАРЕЛЫХ И ТЕХ, КОМУ НУЖНА ТУШИТЕ ПОЖАР ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ (ВОДОЙ, ПЛОТНОЙ МОКРОЙ ТКАНЬЮ, ОТ ВНУТРЕННИХ ПОЖАРНЫХ КРАНОВ В ХОЛЛАХ ЗДАНИЙ);- ПРИ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ ОТКЛЮЧИТЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ С АВТОМАТОВ НА ЩИТКЕ.ПОМНИТЕ!ТУШИТЬ ВОДОЙ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!ОТКЛЮЧИТЕ ПОДАЧУ ГАЗА;ЕСЛИ ЛИКВИДИРОВАТЬ ОЧАГ ПОЖАРА СВОИМИ СИЛАМИ НЕВОЗМОЖНО, НЕМЕДЛЕННО ПОКИНЬТЕ ПОМЕЩЕНИЕ, ПЛОТНО ПРИКРЫВ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ, НЕ ЗАПИРАЯ ЕЕ НА КЛЮЧ;СООБЩИТЕ ПОЖАРНЫМ ОБ ОСТАВШИХСЯ В ПОМЕЩЕНИИ ЛЮДЯХ, РАЗЪЯСНИТЕ КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ОЧАГУ ПОЖАРА.