На самом деле история футбола насчитывает немало столетий и затронула немало стран. Древняя Греция и Древний Рим не были исключением. Вот как «Поллукс» описывает римскую игру»гарпастум»: «Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии (эти линии, вероятно, можно соотнести с линиями ворот). За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды». Исходя из этого описания, можно сделать вывод, что «гарпастум» был предшественником и регби, и футбола. В Британии игра в мяч начиналась как развлечение на ежегодных народных гуляниях в масленую неделю. Обычно соревнование начиналось на рыночной площади. Две команды с неограниченным числом игроков пытались забросить мяч в ворота команды соперников, причем «ворота», как правило, представляли собой какое-нибудь заранее оговоренное место неподалеку от центра города. Игра проходила жестко, грубо и нередко опасно для жизни играющих. Когда толпа разгоряченных мужчин неслась по улицам города, сметая все на своем пути, владельцам лавок и домов приходилось закрывать ставнями или досками окна нижнего этажа. Победителем становился счастливчик, которому в конце концов удавалось «внести» мяч в ворота. Причем, это был даже необязательно мяч. Например, последователи мятежника Джека Кэда, предводителя народного восстания, гоняли по улицам Лондона надутый свиной пузырь. А в Честере ногами пинали и вовсе «жуткую вещицу». Здесь эта забава произошла от игрищ в честь победы над данами, так что вместо мяча при голова кого-то из побежденных.
Правда, впоследствии на празднествах во вторник масленой недели кровожадные честерцы вполне довольствовались и обычным кожаным мячом.
Существует письменное свидетельство, что в 1175 году лондонские мальчишки играли в достаточно организованный футбол на масленой недели перед Великим постом. Играли, естественно, прямо на улицах. Причем, во времена правления Эдуарда Второго футбол приобрел такую бешеную популярность, что лондонские купцы, опасавшиеся, как бы эта «буйственная» игра не повредила торговле, обратились к королю с ее запретить. И вот, в 13 апреля 1314 года, Эдуард Второй издает королевский указ, запрещающий футбол как забаву, противную общественному спокойствию и ведущую к раздорам и злобе: «Поелику от давки и толкотни, от беготни за большими мячами происходящими, в городе шум стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, Господу неугодное, высочайшим указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную эту игру запретить под страхом тюремного заключения».
Это была одна из многочисленных попыток упразднить футбол, популярнейшую в народе игру. В 1349 году король Эдуард Третий попытался запретить футбол, поскольку его беспокоило, что молодые люди отдают слишком много времени и сил этой дикой забаве, вместо того, чтобы упражняться в искусстве стрельбы из лука и метания копья. Он повелел всем шерифам Лондона запретить «сие праздное времяпрепровождение». Ричард Второй, Генрих Четвертый и Джеймс Третий также пытались запретить футбол, и все - одинаково безрезультатно. Один королевский указ, изданный в 1491 году, запрещал подданным играть в футбол и гольф на территории королевства и объявлял преступлением участие «в футбольных игрищах, в гольфе, а также в иных непотребных забавах».
Однако, в эпоху Тюдоров и Стюартов футбол, несмотря на свою репутацию «игрища богопротивного и непотребного», процветал и набирал популярность. Впоследствии Кромвелю удалось почти полностью искоренить эту игру, так что футбол возродился к жизни только в эпоху Реставрации. По века после этого знаменательного события Самуэль Пепи описывает, как даже в лютую январскую стужу 1565 года «улицы были буквально запружены горожанами, играющими в футбол». В то время еще не существовало никаких определенных правил, и игра воспринималась как забава разнузданной черни. Сэр Томас Элиот в своей знаменитой книге «Правитель», вышедшей в свет в 1564 году, заклеймил футбол как игру, которая будит в людях «звериную ярость и страсть к разрушению» и которая «достойна только того, чтобы навечно о ней забыть».
Однако, горячие английские парни вовсе не собирались отказываться от своей забавы. При Елизавете Первой футбол получил широкое распространение, и при полном отсутствии правил и организованного судейства «матчи» частенько заканчивались увечьями игроков, а иногда и смертельным исходом.
В 17 веке у футбола появилось несколько разных названий. В Корнуолле его называли словом, которое теперь употребляется для обозначения ирландского травяного хоккея, а в Норфолке и некоторых частях Саффолка - словом, которое в современном языке означает «отдых на лоне природы».
На самом деле история футбола насчитывает немало столетий и затронула немало стран.
Древняя Греция и Древний Рим не были исключением. Вот как «Поллукс» описывает римскую игру»гарпастум»: «Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии (эти линии, вероятно, можно соотнести с линиями ворот). За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды». Исходя из этого описания, можно сделать вывод, что «гарпастум» был предшественником и регби, и футбола.
В Британии игра в мяч начиналась как развлечение на ежегодных народных гуляниях в масленую неделю. Обычно соревнование начиналось на рыночной площади. Две команды с неограниченным числом игроков пытались забросить мяч в ворота команды соперников, причем «ворота», как правило, представляли собой какое-нибудь заранее оговоренное место неподалеку от центра города.
Игра проходила жестко, грубо и нередко опасно для жизни играющих. Когда толпа разгоряченных мужчин неслась по улицам города, сметая все на своем пути, владельцам лавок и домов приходилось закрывать ставнями или досками окна нижнего этажа. Победителем становился счастливчик, которому в конце концов удавалось «внести» мяч в ворота. Причем, это был даже необязательно мяч. Например, последователи мятежника Джека Кэда, предводителя народного восстания, гоняли по улицам Лондона надутый свиной пузырь. А в Честере ногами пинали и вовсе «жуткую вещицу». Здесь эта забава произошла от игрищ в честь победы над данами, так что вместо мяча при голова кого-то из побежденных.
Правда, впоследствии на празднествах во вторник масленой недели кровожадные честерцы вполне довольствовались и обычным кожаным мячом.
Существует письменное свидетельство, что в 1175 году лондонские мальчишки играли в достаточно организованный футбол на масленой недели перед Великим постом. Играли, естественно, прямо на улицах. Причем, во времена правления Эдуарда Второго футбол приобрел такую бешеную популярность, что лондонские купцы, опасавшиеся, как бы эта «буйственная» игра не повредила торговле, обратились к королю с ее запретить. И вот, в 13 апреля 1314 года, Эдуард Второй издает королевский указ, запрещающий футбол как забаву, противную общественному спокойствию и ведущую к раздорам и злобе: «Поелику от давки и толкотни, от беготни за большими мячами происходящими, в городе шум стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, Господу неугодное, высочайшим указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную эту игру запретить под страхом тюремного заключения».
Это была одна из многочисленных попыток упразднить футбол, популярнейшую в народе игру. В 1349 году король Эдуард Третий попытался запретить футбол, поскольку его беспокоило, что молодые люди отдают слишком много времени и сил этой дикой забаве, вместо того, чтобы упражняться в искусстве стрельбы из лука и метания копья. Он повелел всем шерифам Лондона запретить «сие праздное времяпрепровождение». Ричард Второй, Генрих Четвертый и Джеймс Третий также пытались запретить футбол, и все - одинаково безрезультатно. Один королевский указ, изданный в 1491 году, запрещал подданным играть в футбол и гольф на территории королевства и объявлял преступлением участие «в футбольных игрищах, в гольфе, а также в иных непотребных забавах».
Однако, в эпоху Тюдоров и Стюартов футбол, несмотря на свою репутацию «игрища богопротивного и непотребного», процветал и набирал популярность. Впоследствии Кромвелю удалось почти полностью искоренить эту игру, так что футбол возродился к жизни только в эпоху Реставрации. По века после этого знаменательного события Самуэль Пепи описывает, как даже в лютую январскую стужу 1565 года «улицы были буквально запружены горожанами, играющими в футбол». В то время еще не существовало никаких определенных правил, и игра воспринималась как забава разнузданной черни. Сэр Томас Элиот в своей знаменитой книге «Правитель», вышедшей в свет в 1564 году, заклеймил футбол как игру, которая будит в людях «звериную ярость и страсть к разрушению» и которая «достойна только того, чтобы навечно о ней забыть».
Однако, горячие английские парни вовсе не собирались отказываться от своей забавы. При Елизавете Первой футбол получил широкое распространение, и при полном отсутствии правил и организованного судейства «матчи» частенько заканчивались увечьями игроков, а иногда и смертельным исходом.
В 17 веке у футбола появилось несколько разных названий. В Корнуолле его называли словом, которое теперь употребляется для обозначения ирландского травяного хоккея, а в Норфолке и некоторых частях Саффолка - словом, которое в современном языке означает «отдых на лоне природы».