1. два студента, марк и туллий, купили в складчину раба-грека, для того чтобы он обучал их греческому языку. в скором времени туллий решил бросить учебу и отправиться в военный поход. для того, чтобы приобрести необходимое обмундирование, он продал раба, отдав половину его стоимости марку. возмущенный таким оборотом дела, марк обратился в суд, требуя вернуть ему его учителя. как суд решит это дело? в частности, имел ли туллий право продавать раба? каким образом он мог обратить в деньги свою часть собственности, то есть превратить идеальную долю в реальную?
ТАким образом, Туллий не имел права продавать раба, а мог продать лишь право на половину раба. Превратить идеальную долю в реальную в данном случае невозможно, поскольку разделить раба в натуре на 2 части в юридическом смысле нельзя. Это имущество является неделимым и при попытке реально поделить его оно будет уничтожено как целое, т. е. потеряет характерные свойства и ценность.
Кроме того, Марк имеет преимущественное право покупки доли в общей долевой собственности. Значит Туллий должен был действовать следующим образом. Заявить Марку о намерениях продать свою часть права на раба и предложить ему купить его долю. При отказе Марка в силу отсутствия финансовых возможностей, он имел право продать свою половину, но никак не раба с компенсацией доли товарища.
Марк может требовать в суде перевести на него права и обязанности покупателя. Так, он должен будет отдать средства, предоставленные ему Туллием новому покупателю в двойном объёме. При отсутствии финансов он имеет права восстановить свою долю и через суд установить режим пользования имуществом. Например, чтобы раб приходил к нему по вторникам, четвергам и субботам и преподавал ему греческий.