1. Прочитайте преамбулу Конституции РФ и оформите вывод одним предложением. 2. Найдите в тексте Конституции РФ по два примера обязывающих, запрещающих и дозволяющих норм права.
3. Найдите в тексте Устава Нижегородской области пять примеров норм учредительного характера.
4. Выпишите в тетрадь по три нормативно-правовых акта Российской Федерации федерального, регионального и местного уровня, в которых закрепляются нормы конституционного права.
5. Выпишите из текста Конституции РФ по два примера норм конституционного права, которые состоят из гипотезы и диспозиции, и только диспозиции.
6. Найдите в Уставе Нижегородской области норму права, в которой содержатся гипотеза, диспозиция и санкция.
7. Проведите сравнительный анализ Конституции РФ с Уставом Нижегородской области и письменно отразите их сходные и отличительные черты.
8. Найдите в тексте Конституции РФ по одному примеру регулятивного, правоохранительного, общего и конкретного конституционно-правовых отношений. Письменно проведите юридический анализ их структуры (субъекты, объект, содержание), а также определите виды юридических фактов, на основании которых они возникли.
9. Найдите в Конституции РФ и составьте письменно перечень вопросов, по которым приняты и действуют Федеральные конституционные законы.
10. Найдите решение Конституционного Суда РФ, которое, по Вашему мнению, является источником конституционного права, и аргументировано обоснуйте свой выбор.
11. Проанализируйте Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и письменно зафиксируйте особенности их принятия, опубликования и вступления в силу.
12. Подберите и запишите в тетрадь по три примера таких источников конституционного права как: постановления Государственной Думы РФ, постановления Правительства РФ, договоры, конституционно-правовые обычаи.
13. Заполните сравнительную таблицу: конституционное право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина.
10 июля 1918 года постановлением V Всероссийского съезда Советов, принята Конституция РСФСР. По сравнению со всеми последующими основными законами страны, первая Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития.
Конституция РСФСР - первая Советская Конституция, в разработке которой принимал участие В. И. Ленин, открыто провозгласила классовый характер закрепленных в ней прав. В. И. Ленин говорил, что «…в мире не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире» . Здесь были закреплены политические права и свободы, обеспечиваемые только трудящимися, а также равноправие граждан независимости от расовой и национальной принадлежности, свобода совести.
Определяя основы устройства общества, она руководствовалась лозунгами, под которыми шли к власти большевики, и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918-го года. Конституция закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах (ст. 10). конституция 1918 года закрепляла как основное орудие строительства социализма господство диктатуры пролетариата.
Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции.
Конституция РСФСР 1918 года провозгласила и некоторые обязанности - трудится, защищать социалистическое Отечество.
Следующая Конституция, принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией 1924 года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года.
Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года стал затем составной частью первой Конституции СССР 1924 года
Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.
История Российской Федерации насчитывает 5 конституций - 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов.
Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объективные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь прежде, чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе совокупность знаний, представляющих этот объект. В этом случае _совокупность знаний_ становится _предметом_ изучения.