27. Сто п'ятдесят трьома народними депутатами України був поданий до Верховної Ради України законопроект про вне сення змін до ст. 103 Конституції України в аспектi введення іншого порядку обрання Президента України - не Українським народом, а його представницьким органом - Верховною Радою України. Згодом законопроект пройшов усі необхiднi стадії та відповідно до ст. 155 Конституції України був прийнятий пар ламентом. Президент України коментуючи прийняття даного закону на прес-конференції заявив, що Верховною Радою України у даному разі порушено процедуру внесення змін до Конституції України, оскільки цей закон повинен був прийма тися відповідно до вимог ст. 156 Конституції України. Глава держави також наголосив, що звернувся з конституційним поданням до Конституційного Суду України про порушення процедури прийняття цього законопроекту. Як Ви вважаєте, які аргументи навів Президент України на користь своєї позиції? Наскільки вони можуть бути обгрунто ваними у даному разi?
Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 года № 114 был утвержден Кодекс этики прокурорского работника в целях установления правил поведения прокурорского работника как честного и неподкупного профессионала, независимого и беспристрастного противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты служебной деятельности [4].
Являясь представителями государства, прокурорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством [3].
Проблема морально-нравственных качеств работников органов прокуратуры чрезвычайно важна для общества. Недостойное поведения прокурорского работника, как государственного служащего, дискредитирует не только его самого, но и систему органов прокуратуры и государство в целом. Власть и управление не могут быть эффективными, когда в глазах населения органы государственной власти вызывают недоверие и нежелание сотрудничать с ними.
В теории этика рассматривается как один разделов философии, предметом изучения, которой являются мораль и нравственность [6, с. 54]. По мнению, С. Ожегова, нравственность — это внутреннее, духовное качество, которым руководствуется человек [5, с. 420]. Б. Разгильдиев, А. Герасимов рассматривают нравственность как учение о добре, его возможностях по формированию духовных и социальных качеств человека и гражданина, позволяющих ему обеспечить свои права и свободы, а так же свободы других лиц [6, с. 53]. Т.Ф. Ефремова под нравственностью понимает: совокупность норм, определяющих поведение человека, и само такое поведение; моральные качества [2].
Мораль — это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Основными категориями этики являются добро и зло, справедливое и несправедливое, достоинство, гуманизм, чувство долга и ответственности, которые являются важнейшими качествами в осуществлении юридической деятельности. В данной работе мы не рассматриваем вопросы соотношения понятий «нравственности» и «морали», употребляя их как слова-синонимы.
Право и мораль, являясь нормативной регуляции действий человека в обществе, находятся в постоянном взаимодействии, влияя при этом на формирование профессиональных качеств работников прокуратуры и выполнение ими своего профессионального долга.
Деятельность прокурора (как например, судьи, следователя) носит государственный характер, так как он является должностным лицом, представителем власти, осуществляющим властные полномочия по защите интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств.
В работе с гражданами прокурорский работник не должен допускать проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к их законным и требованиям.
В своем внешнем виде прокурор обязан придерживаться делового стиля одежды, соответствующего статусу госслужащего, соблюдать разумную достаточность в использовании косметики, ювелирных изделий и иных украшений.
Взаимоотношения между прокурорскими работниками должно основываться на принципах товарищеского партнерства, взаимоуважения и взаимо Так же Кодекс говорит о взаимоотношениях органов прокуратуры с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями.
Во внеслужебной деятельности прокурорский работник обладает свободой слова, вероисповедания, правом на участие в ассоциациях и объединениях, за исключением случаев, установленных законодательством.
За нарушение требований Кодекса прокурорский работник может получить устное замечание, предупреждение о недопустимости неэтичного поведения, требование о публичном извинении, а также он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем в практике при реализации данных положений выделяются некоторые проблемы, обсуждаемые в научных кругах.
Во-первых, в нормативно-правовых актах обычно выделяют разделы, посвященные разъяснению используемых в них понятий. Что же касается Кодекса этики, такого раздела нет. На наш взгляд, это затрудняет его понимание и применение. Например, при выполнении положений Кодекса работники прокуратуры в разных регионах нашей многонациональной страны воспринимают их с учетом исторических и иных местных традиций и нравов, а также с учетом внутренних убеждений.