1. Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.
Подготовленный к внесению в Думу законопроект и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.
(фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в Думу, о прохождении законопроекта в Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов Советом Федерации и Президентом).
Председатель Государственной Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения. Последний определяет соответствие законопроекта требованиям Конституции РФ и Регламента Государственной Думы
и
представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы.
(При несоответствии К РФ/Регламенту Совет Думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы может вновь внести законопроект в Думу).
Рассмотрение Думой законопроектов осуществляется в трех чтениях. После каждого чтения Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным законом после того, как принят Государственной Думой в третьем чтении. В порядке исключения Дума может принять федеральный закон и после обсуждения только в первом чтении, а федеральный закон о федеральном бюджете проходит четыре чтения.
(отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается инициатору).
Федеральный закон принимается Думой большинством голосов общего числа депутатов палаты. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем 2/3 общего числа депутатов.
(общее число депутатов Государственной Думы составляет 450, для принятия обычного федерального закона необходимо не менее 226 голосов).
2. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в течение 48 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации.
По результатам обсуждения Совет Федерации одобряет принятый Государственной Думой федеральный закон или отклоняет его. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов общего числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято до истечения 14-дневного срока.
(решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации).
Одобрение Советом Федерации в любой форме федерального закона означает, что последний принят Федеральным Собранием.
3. Совет Федерации обязан в течение 5 дней направить Президенту РФ для подписания и обнародования федеральный закон независимо от того, одобрен он Советом путем голосования или без рассмотрения (молчаливо).
Официальное опубликование федеральных законов должно иметь место в течение 7 дней после дня их подписания Президентом.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
Итого имеем 3 этапа рассмотрения, если не вдаваться в нюансы отклонений законопроекта:
Гипотеза и диспозиция: "Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий." (ч.2 ст.131) Диспозиция: "Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления." (ч.2 ст. 130). Санкция: "После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы." (ч. 4 ст.111) - вообще в последнем примере есть и гипотеза, и диспозиция, и санкция.
1. Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.
Подготовленный к внесению в Думу законопроект и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.
(фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в Думу, о прохождении законопроекта в Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов Советом Федерации и Президентом).
Председатель Государственной Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения. Последний определяет соответствие законопроекта требованиям Конституции РФ и Регламента Государственной Думы
и
представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы.
(При несоответствии К РФ/Регламенту Совет Думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы может вновь внести законопроект в Думу).
Рассмотрение Думой законопроектов осуществляется в трех чтениях. После каждого чтения Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным законом после того, как принят Государственной Думой в третьем чтении. В порядке исключения Дума может принять федеральный закон и после обсуждения только в первом чтении, а федеральный закон о федеральном бюджете проходит четыре чтения.
(отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается инициатору).
Федеральный закон принимается Думой большинством голосов общего числа депутатов палаты. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем 2/3 общего числа депутатов.
(общее число депутатов Государственной Думы составляет 450, для принятия обычного федерального закона необходимо не менее 226 голосов).
2. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в течение 48 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации.
По результатам обсуждения Совет Федерации одобряет принятый Государственной Думой федеральный закон или отклоняет его. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов общего числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято до истечения 14-дневного срока.
(решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации).
Одобрение Советом Федерации в любой форме федерального закона означает, что последний принят Федеральным Собранием.
3. Совет Федерации обязан в течение 5 дней направить Президенту РФ для подписания и обнародования федеральный закон независимо от того, одобрен он Советом путем голосования или без рассмотрения (молчаливо).
Официальное опубликование федеральных законов должно иметь место в течение 7 дней после дня их подписания Президентом.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
Итого имеем 3 этапа рассмотрения, если не вдаваться в нюансы отклонений законопроекта:
1 - рассмотрение в ГД РФ
2 - рассмотрение в СФ РФ
3 - подписание Президентом РФ.
Гипотеза и диспозиция: "Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий." (ч.2 ст.131)
Диспозиция: "Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления." (ч.2 ст. 130).
Санкция: "После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы." (ч. 4 ст.111) - вообще в последнем примере есть и гипотеза, и диспозиция, и санкция.