Отобразить проблему, субъект права, в отношении которого был нарушен закон, статьи законов, которые были нарушены и пояснения по каждому во В школе (МОУ СОШ) в качестве урока вводится начальная военная подготовка для уч-ся 5-6 классов. Администрация выдвигает счет родителям за оказание данных образовательных услуг. Правомерно ли это?
5. При поступлении ребенка в 1 класс частного ОУ родители пожелали ознакомиться с лицензией данного ОУ. Им было отказано. В качестве объяснения было заявлено, что они еще не являются «зачисленными» в эту школу, а устав и лицензия частного ОУ являются коммерческой тайной. Правомерно ли это?
6. Темнокожему юноше 16 лет, являющемуся гражданином РФ, было отказано в поступлении в колледж искусств без объяснения причин (не приняли документы на поступление). Правомерно ли это?
7. Учащаяся 11 класса окончила государственное ОУ, поступила в колледж на бюджетное место, с успехом окончила его и впервые собирается поступать в вуз. Девушку одолевают сомнения: имеет ли она право поступать на бюджетное место, если все образование ранее также было получено бесплатно.
8. Студенту-заочнику на основном месте работы (МОУ СОШ) было отказано в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска. Так же было высказано устное предупреждение со стороны администрации о возможном частичном сокращении доли ставки с последующим снижением оплаты труда. Правомерно ли это?
9. В школе из-за отсутствия учителя музыки занятия по данному предмету не проводились. Взамен были введены платные уроки «История музыки европейских стран». Правомерно ли это?
10. В связи с нехваткой учителей администрация школы распределила дополнительный класс учителю математики. В итоге ее нагрузка стала 42 часа в неделю. Учитель была против подобной меры, но ей пригрозили увольнением. Правомерно ли это?
11. В вузе при распределении санаторно-курортных путевок, выделенных соц. страхом, было отказано студентке 1 курса (17 лет), инвалиду детства, с формулировкой «в связи с поощрением данными путевками студентов-отличников – стипендиатов ректорской стипендии». Правомерно ли это?
12. Молодых специалистов – ассистентов государственного вуза обязали проводить подготовку студентов к Министерской студенческой олимпиаде за счет организации дополнительных учебных занятий во внеучебное время. Ассистенты обратились в ректорат с предложением рассмотреть во о снижении объема основной учебной нагрузки за счет этих дополнительных часов или обозначить размер премиального вознаграждения. Работникам было отказано с формулировкой «отсутствие бюджетного финансирования по данной статье расходов»
законы и подзаконных акты.
Закон- это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы.
На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов.
Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Непосредственно к конституции примыкаютконституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.
Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.
Кодекс (лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.).
Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.
Подзаконные акты-Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов(постановления,распоряжения и т.д.).
В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.
Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороно страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.
Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств.Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.
Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.
В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов.