С точки зрения государства и его экономики отмывание денег может принести как ущерб (если деньги вкладываются в «теневую» экономику, вывозятся из страны, оказывают влияние на распределение денежных ресурсов), так и иметь временные положительные последствия. Как правило, многие «оффшорные государства» не интересуются происхождением тех денег, которые вкладываются в развитие их экономик и составляют значительную часть ВВП.
Однако есть обстоятельства, которые заставляют полагать, что отмывание денег имеет потенциально разрушительные последствия для экономики, политической и социальной сферы. Многие из этих последствий коснулись и России.
Среди негативных последствий отмывания денег называют связь этого процесса с другими отрицательными явлениями – терроризмом, незаконным рас наркотических средств и оружия, работорговлей, нелегальной эмиграцией. Легализация денег может быть как первопричиной этих явлений, усиливая их масштаб, так и последствием. В любом случае, отмывание преступных доходов придает террористическим и криминальным группам дополнительные стимулы для расширения своей деятельности.
Не менее важны собственно экономические последствия отмывания. В его результате происходит подрыв целостности финансовых рынков, в том числе мировых. Этот процесс особенно усилился благодаря увеличению скорости передвижения капиталов из одной страны в другую. Внезапные и стремительные перемещения «грязного» капитала могут вызвать банкротство банков и других финансовых институтов. Показательными примерами в этом отношении могут служить отзыв лицензии в 2004 г. у «Содбизнесбанка» или банкротство «Гута-Банка» в России, банкротство «Международного кредитно-коммерческого банка», «Берингс-банка» – на международном уровне.
При этом государство не всегда имеет возможность для проведения эффективной экономической политики. Возникает и развивается огромная теневая сфера деформировать национальную экономику. Растет инфляция, происходит подрыв легального частного сектора. Огромные суммы наличных отмытых денег ставят под сомнение возможность осуществления успешной денежно-кредитной политики.
Особенно страдают слабые развивающиеся экономики. Зачастую объем нелегальных денежных средств превышает бюджеты таких государств, что фактически означает криминализацию всей страны. По таким сценариям ситуация нередко развивается в странах Латинской Америки – Колумбии, Боливии, Перу. Огромные доходы (по сути, «отмытые деньги») от реализации наркотиков позволяют местным наркокартелям не только фактически контролировать экономическую и политическую ситуацию в перечисленных странах, но и рас свою активность на другие регионы мира. Разумеется, при этом страдает финансовая репутация государств, следствием чего становятся сокращение объемов инвестиций и отток капиталов.
Отмывание денег имеет социальные и политические последствия. Преступность, получая благодаря доходам возможность влиять на политическую ситуацию стране, фактически захватывает часть функций легитимного правительства, в частности в социальной сфере. Организованные преступные группы могут выступать в качестве работодателя, защитника или выполнять судебные функции для определенных слоев населения, прежде всего беднейших.
С точки зрения государства и его экономики отмывание денег может принести как ущерб (если деньги вкладываются в «теневую» экономику, вывозятся из страны, оказывают влияние на распределение денежных ресурсов), так и иметь временные положительные последствия. Как правило, многие «оффшорные государства» не интересуются происхождением тех денег, которые вкладываются в развитие их экономик и составляют значительную часть ВВП.
Однако есть обстоятельства, которые заставляют полагать, что отмывание денег имеет потенциально разрушительные последствия для экономики, политической и социальной сферы. Многие из этих последствий коснулись и России.
Среди негативных последствий отмывания денег называют связь этого процесса с другими отрицательными явлениями – терроризмом, незаконным рас наркотических средств и оружия, работорговлей, нелегальной эмиграцией. Легализация денег может быть как первопричиной этих явлений, усиливая их масштаб, так и последствием. В любом случае, отмывание преступных доходов придает террористическим и криминальным группам дополнительные стимулы для расширения своей деятельности.
Не менее важны собственно экономические последствия отмывания. В его результате происходит подрыв целостности финансовых рынков, в том числе мировых. Этот процесс особенно усилился благодаря увеличению скорости передвижения капиталов из одной страны в другую. Внезапные и стремительные перемещения «грязного» капитала могут вызвать банкротство банков и других финансовых институтов. Показательными примерами в этом отношении могут служить отзыв лицензии в 2004 г. у «Содбизнесбанка» или банкротство «Гута-Банка» в России, банкротство «Международного кредитно-коммерческого банка», «Берингс-банка» – на международном уровне.
При этом государство не всегда имеет возможность для проведения эффективной экономической политики. Возникает и развивается огромная теневая сфера деформировать национальную экономику. Растет инфляция, происходит подрыв легального частного сектора. Огромные суммы наличных отмытых денег ставят под сомнение возможность осуществления успешной денежно-кредитной политики.
Особенно страдают слабые развивающиеся экономики. Зачастую объем нелегальных денежных средств превышает бюджеты таких государств, что фактически означает криминализацию всей страны. По таким сценариям ситуация нередко развивается в странах Латинской Америки – Колумбии, Боливии, Перу. Огромные доходы (по сути, «отмытые деньги») от реализации наркотиков позволяют местным наркокартелям не только фактически контролировать экономическую и политическую ситуацию в перечисленных странах, но и рас свою активность на другие регионы мира. Разумеется, при этом страдает финансовая репутация государств, следствием чего становятся сокращение объемов инвестиций и отток капиталов.
Отмывание денег имеет социальные и политические последствия. Преступность, получая благодаря доходам возможность влиять на политическую ситуацию стране, фактически захватывает часть функций легитимного правительства, в частности в социальной сфере. Организованные преступные группы могут выступать в качестве работодателя, защитника или выполнять судебные функции для определенных слоев населения, прежде всего беднейших.