Боя́рская ду́ма — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии[1]. являлась продолжением и развитием княжеской думы x—xi века в новых условиях существования государства в конце xiv века. без думы не обходился ни один государь, не исключая и ивана грозного. самостоятельной роли боярская дума не играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного совета, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. это единство особенно ярко проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. по всем делам выносилось решение в следующей форме: «государь указал и бояре приговорили» или «по государеву указу бояре приговорили».
теологическая теория строится на том, что центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от бога, создано богом для регулирования поведения людей. оно дается человеку через посредника, пророка или правителя.
патриархальная - она исходит из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи.
органическая - рассматривается государство в сравнении с живым организмом, т.е. как общественный организм, состоящий из отдельных людей (частей).
насилия - возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим.
общественного договора - общество и государство существенно не различались между собой. государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд ( платон утверждал).
марксистская - объяснение сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. природа государства и права не может быть понята вне контекста борьбы классов.
теологическая теория строится на том, что центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от бога, создано богом для регулирования поведения людей. оно дается человеку через посредника, пророка или правителя.
патриархальная - она исходит из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи.
органическая - рассматривается государство в сравнении с живым организмом, т.е. как общественный организм, состоящий из отдельных людей (частей).
насилия - возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим.
общественного договора - общество и государство существенно не различались между собой. государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд ( платон утверждал).
марксистская - объяснение сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. природа государства и права не может быть понята вне контекста борьбы классов.