Практические задания
1. 28 апреля 2008 г. областной Думой принят Закон Энской области «О муниципальных
выборах в Энской области».
Статьей 8 Закона определены избирательные системы, которые могут применяться при
подготовке и проведении муниципальных выборов, а именно: мажоритарная
избирательная система относительного большинства; смешанная избирательная система;
пропорциональная избирательная система. Частью 2 этой же статьи Закона предусмотрены
случаи, в которых при проведении выборов депутатов представительных органов
муниципальных образований должна применяться та или иная избирательная система.
Региональное отделение политической партии обратилось в суд с заявлением о признании
недействующей ч. 2 ст. 8 Закона, ссылаясь на ее противоречие ч. 3 ст. 23 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» 2003 г. По мнению заявителя, законодательное регулирование должно
предоставлять муниципальному образованию возможность самостоятельно выбрать
наиболее предпочтительный для него вид избирательной системы из числа установленных
в законе субъекта РФ, что согласуется с гарантированной Конституцией РФ
самостоятельностью местного самоуправления, тогда как оспариваемые нормы
ограничивают такой выбор.
Дайте оценку сложившейся ситуации. При решении задачи используйте определение
Верховного Суда РФ от 30 июля 2014 г. No 64-АПГ14-3.
1.Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, устанавливается законом и является наиболее суровым видом юридической ответственности. Только закон и суд могут устанавливать общественно опасные действия как преступные, а также устанавливать меры ответственности за преступления.
Примеры правонарушений, подлежащих уголовной ответственности: воровство, терроризм, ложное показание в особо тяжких случаях, разбои, убийства и т.д.
2.Административная ответственность – разновидность юридической ответственности должностных и гражданских лиц за совершенные административные правонарушения. Данная ответственность выражается через применение мер административного воздействия органами исполнительной власти относительно правонарушителей. Административное воздействие оказывают административные суды и комиссии, таможенные органы, органы внутренних дел и т.д.
Примеры административных правонарушений: нарушение правил дорожного движения; проезд в общественном транспорте без билетов; неисполнение родительских обязанностей; хранение, распространение, употребление психотропных и наркотических веществ.
3.Гражданско-правовая ответственность – разновидность юридической ответственности, которая наступает вследствие нарушения норм гражданского права, а также невыполнения определенных обязательств по договору.
Гражданско-правовая ответственность включает карательные санкции: штраф, пеню, неустойку. Она применяется арбитражными и общими судами по иску от гражданского правонарушителя. Потерпевший обязан доказать факт гражданско-правового нарушения.
4.Дисциплинарная ответственность наступает вследствие нарушения трудовой, служебной, учебной и воинской дисциплины. В результате дисциплинарного правонарушения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, возложенных на работника, работодатель в праве применить дисциплинарные санкции могут иметь вид замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения, увольнения, исключения из учебного учреждения.
Согласно статье 192 Трудового кодекса РФ запрещено применять дисциплинарные взыскания, не предусмотренные соответствующим законодательством. Дисциплинарное взыскание моно обжаловать, обратившись в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и в государственную инспекцию.
Объяснение:
Выборы — это тип политического участия граждан. Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом.
Избирательная система — политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей проведения и определения результатов голосования и распределением мандатов (юридическое отношение представительства, вакантное место, занимаемое посредством избрания) между партиями.
Компоненты избирательной системы:
Избирательное право — это принцип и условие участия граждан в формировании выборных органов, комплекс правовых норм о порядке выборов. Избирательное право может быть активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным). Избирательное право может быть ограниченно цензами: возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.
Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.
Демократическими выборами называются такие, которые проходят при условии соблюдения «четырехчленки». В таком случае выборы должны быть всеобщими, прямыми, равными и тайными.
Всеобщий характер избирательного права выражается в том, что участвовать в выборах могут все граждане, достигшие определенного возраста, независимо от пола, расы, социального происхождения и других факторов.
Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.
Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.
Этапы избирательного процесса:
Назначение выборов.
Организация избирательных округов.
Создание избирательных комиссий.
Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей.
Выдвижение кандидатов.
Предвыборная агитация.
Процесс голосования.
Подведение итогов голосования.
Установление результатов и распределение мест в выборных органов по итогам голосования.
Избирательными системами называют порядок формирования выборных органов государства.
Избирательные системы могут быть двух типов — мажоритарная и пропорциональная.
Мажоритарная система представляет собой такой определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Мажоритарная избирательная система может быть двух типов: относительного большинства и абсолютного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем каждый из его оппонентов в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре, однако зачастую выбранным становится тот кандидат, который по абсолютным показателям набрал весьма незначительный процент голосов.
Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком — невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов.
Пропорциональная избирательная система — это определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.
При такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию. Недостатком этой системы является невозможность выдвижения так называемых «независимых» кандидатов.
Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания, затем применялась пропорциональная система, на выборах 2016 г. вновь применена смешанная система. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов — по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины.