Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения определенных действии, в результате чего закрепилось как устойчивая норма.
Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.Действительно в настоящее время обычаи играют меньшую роль, чем другие источники права используется он гораздо реже и в тех случаях, когда в законе встречаются пробелы или в самом законе указываются условия, в которых может использоваться правовой обычай.
Обычай сохраняет значимость лишь в той мере, какой полезен для применения закона (в дополнение к закону).
В современных правовых условиях «обычай» как правило, трактуется неоднозначно. Нередко наряду с ним используется понятие обыкновение. Обыкновение играет большую роль в регулировании торговых отношений и определяется, как правило, сложившейся на основе столь постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям.
Сходства: 1. Не закреплены в каких-либо нормативных актах, да и письменных источниках вообще; 2. Схожий механизм формирования (формируются стихийно, без непосредственного воздействия со стороны государства)
Различия: 1. Правовой обычай является источником права со всеми вытекающими обстоятельствами, тогда как обычай неправовой - нет (прим: в силу статьи 5 ГК РФ, статьи 58 СК РФ, статьи 3 ФЗ № 261-ФЗ от 08.11.2007 года в РФ правовой обычай может выступать в качестве источника гражданского, семейного или морского права соответственно);
Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения определенных действии, в результате чего закрепилось как устойчивая норма.
Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.Действительно в настоящее время обычаи играют меньшую роль, чем другие источники права используется он гораздо реже и в тех случаях, когда в законе встречаются пробелы или в самом законе указываются условия, в которых может использоваться правовой обычай.
Обычай сохраняет значимость лишь в той мере, какой полезен для применения закона (в дополнение к закону).
В современных правовых условиях «обычай» как правило, трактуется неоднозначно. Нередко наряду с ним используется понятие обыкновение. Обыкновение играет большую роль в регулировании торговых отношений и определяется, как правило, сложившейся на основе столь постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям.
1. Не закреплены в каких-либо нормативных актах, да и письменных источниках вообще;
2. Схожий механизм формирования (формируются стихийно, без непосредственного воздействия со стороны государства)
Различия:
1. Правовой обычай является источником права со всеми вытекающими обстоятельствами, тогда как обычай неправовой - нет (прим: в силу статьи 5 ГК РФ, статьи 58 СК РФ, статьи 3 ФЗ № 261-ФЗ от 08.11.2007 года в РФ правовой обычай может выступать в качестве источника гражданского, семейного или морского права соответственно);