В чем разница между договором подряда и договором оказания услуг, можно понять из формулировок в законе. В статье 779 не говорится о результате, а в статье 702, наоборот, говорится. В большинстве комментариев на эту тему немало рассуждений о понятии «результат»: в подряде овеществленный результат есть, в услугах его нет, это отличает два типа договора. Но разговор о результате вызвал в практике споры, дихотомию, которая нашему праву была в меньшей степени известна, а сейчас все больше и больше проявляется как разделение всех обязательств на 2 типа: по достижению результата, по приложению максимальных усилий. В наше право эта не совсем очевидная вещь пришла из французского права, именно там впервые разделили обязательства на два такие типа. Классическое обязательство по достижению результата — это подряд. Например, когда клиент приносит часы в починку, он не обязан оплачивать труд часовщика, если часы не отремонтированы. Нет результата – нет оплаты. Вот основная идея обязательства по достижению результата, и условия подряда сформулированы именно так: если нет результата, то в силу прямого указания ст. 702 оплаты не будет. Но есть и другой вид обязательства — по приложению максимальных усилий. Классический пример — это комиссия. Комиссионер может делать все, от него зависящее, активно искать покупателей на товар, но в силу, скажем, слишком высокой цены на товар или других обстоятельств покупателя может не быть. Однако усилия комиссионера представляют ценность как таковые, и его труд должен быть оплачен независимо от достижения результата, важного для комитента.
Понятие экономических отношений и экономической деятельности в законодательстве не раскрывается. Однако в самом общем виде экономическую деятельность можно определить как деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере производства, распределения и потребления материальных ресурсов и иных товаров. Таким образом, экономические отношения выражаются, как правило, формулой: товар – деньги – товар.
Долгое время экономические отношения в России строились на основе принципа четкой централизации и обязательных директив в отношении того, что производить, сколько производить и по каким ценам продавать произведенный товар. Такая экономика, как мы уже знаем, называлась плановой. Четкое директивное планирования экономики не требовало особого правового регулирования и осуществлялось, как правило, на основании ведомственных распоряжений, инструкций и приказов. Переход к рынку потребовал совершенно иного подхода к регулированию экономических отношений.
Рыночная экономика предполагает определенную свободу участников рынка, в действие вступают рыночные законы и, прежде всего, конкуренция. Однако государство не должно полностью устраняться от регулирования экономики. В условиях рынка государство осуществляет регулирование рыночных отношений посредством правовых норм, то есть методом правового регулирования. Задача государства, не нарушая рыночных законов экономики, поддержать конкуренцию, ограничив тем самым монополистическую деятельность, следить за тем, чтобы качество товаров и услуг соответствовало установленным стандартам, чтобы виды деятельности, требующие специальных условий и навыков, осуществлялись достойными лицами, которые прежде бы получали разрешение государства на занятие такой деятельностью. Это лишь несколько из задач государства по регулирования рыночных отношений, есть и иные: поддержка отечественного производителя, внешнеэкономические связи и многие другие задачи.
В чем разница между договором подряда и договором оказания услуг, можно понять из формулировок в законе. В статье 779 не говорится о результате, а в статье 702, наоборот, говорится. В большинстве комментариев на эту тему немало рассуждений о понятии «результат»: в подряде овеществленный результат есть, в услугах его нет, это отличает два типа договора. Но разговор о результате вызвал в практике споры, дихотомию, которая нашему праву была в меньшей степени известна, а сейчас все больше и больше проявляется как разделение всех обязательств на 2 типа: по достижению результата, по приложению максимальных усилий. В наше право эта не совсем очевидная вещь пришла из французского права, именно там впервые разделили обязательства на два такие типа. Классическое обязательство по достижению результата — это подряд. Например, когда клиент приносит часы в починку, он не обязан оплачивать труд часовщика, если часы не отремонтированы. Нет результата – нет оплаты. Вот основная идея обязательства по достижению результата, и условия подряда сформулированы именно так: если нет результата, то в силу прямого указания ст. 702 оплаты не будет. Но есть и другой вид обязательства — по приложению максимальных усилий. Классический пример — это комиссия. Комиссионер может делать все, от него зависящее, активно искать покупателей на товар, но в силу, скажем, слишком высокой цены на товар или других обстоятельств покупателя может не быть. Однако усилия комиссионера представляют ценность как таковые, и его труд должен быть оплачен независимо от достижения результата, важного для комитента.
Понятие экономических отношений и экономической деятельности в законодательстве не раскрывается. Однако в самом общем виде экономическую деятельность можно определить как деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере производства, распределения и потребления материальных ресурсов и иных товаров. Таким образом, экономические отношения выражаются, как правило, формулой: товар – деньги – товар.
Долгое время экономические отношения в России строились на основе принципа четкой централизации и обязательных директив в отношении того, что производить, сколько производить и по каким ценам продавать произведенный товар. Такая экономика, как мы уже знаем, называлась плановой. Четкое директивное планирования экономики не требовало особого правового регулирования и осуществлялось, как правило, на основании ведомственных распоряжений, инструкций и приказов. Переход к рынку потребовал совершенно иного подхода к регулированию экономических отношений.
Рыночная экономика предполагает определенную свободу участников рынка, в действие вступают рыночные законы и, прежде всего, конкуренция. Однако государство не должно полностью устраняться от регулирования экономики. В условиях рынка государство осуществляет регулирование рыночных отношений посредством правовых норм, то есть методом правового регулирования. Задача государства, не нарушая рыночных законов экономики, поддержать конкуренцию, ограничив тем самым монополистическую деятельность, следить за тем, чтобы качество товаров и услуг соответствовало установленным стандартам, чтобы виды деятельности, требующие специальных условий и навыков, осуществлялись достойными лицами, которые прежде бы получали разрешение государства на занятие такой деятельностью. Это лишь несколько из задач государства по регулирования рыночных отношений, есть и иные: поддержка отечественного производителя, внешнеэкономические связи и многие другие задачи.
Объяснение: