Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ. В описательно-мотивировочной части постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству изложены следующие обстоятельства: «22 апреля 2002 г. около 2 час. 30 мин. в четной горловине пассажирской системы «Челябинск – Главный» были задержаны гр. Зверев А.М. и гр. Зверев А.А., которые по предварительному сговору между собой, тайно пытались похитить 4 железнодорожные шпалы, причинив ГУП ПЧ ЮУЖД материальный ущерб на сумму 1008 рублей». Расследованием по делу установлено, что Зверев А.М и его несовершеннолетний сын Зверев А. в ночь на 22 апреля 2002 г. с железнодорожных путей перевезли на санках в свой дом 3 новые железнодорожные шпалы. При попытке загрузить на сани еще одну шпалу были задержаны работниками милиции. Следователь осмотрел участок местности, откуда были похищены шпалы, дом Зверевых, отразив результаты осмотра в протоколе осмотра места происшествия.
Фрагмент протокола: «Местом происшествия является пространство между вторым и третьим железнодорожными путями от опоры 9 до опоры 7 стации Челябинск. Объективно – участок местности около 50 метров между путями № 2 и № 3 от автомобильной дороги. Объектом осмотра является находящаяся между данными путями железнодорожная шпала длиной 270 см., пропитанная черной маслянистой жидкостью, высота шпалы 30 см., ширина около 30 см. В 250 метрах в западном направлении от ст. Челябинск железнодорожный переезд в пос. Коллективный. Выбор сторон света условен. Подозреваемый Зверев показал, что он и его сын увидели на путях четыре шпалы при двухколесной тележки три из них похитили, когда пришли за четвертой, их задержали. Далее объектом осмотра является внутренний двор дома № 7 по ул. Октября, где между домом и сарайками во дворе лежат друг на друге три шпалы, аналогичные похищенным на станции. Данные шпалы Зверев похитил вместе с сыном с целью устройства дома. Подписи понятых, Зверева, следователя».
В деле имеется справка о стоимости шпал новых по Челябинской дистанции пути, подписанная начальником и бухгалтером предприятия. Справка получена по запросу следователя. Содержание справки: Шпалы новые (дерево) … стоимость по Челябинской дистанции пути ЮУЖД составляет – 4х210 =840 руб (без НДС). Итого: с учетом НДС – 1008 руб.
В ходе расследования осмотрены шпалы и тележка, на которой они были перевезены. Шпалы признаны вещественным доказательством и оставлены на хранении у обвиняемого Зверева А. М. Звереву А.М. предъявлено обвинение в совершении покушения на кражу с причинением материального ущерба на сумму 840 рублей.
Дайте оценку процессуальным действиям, произведенным следователем.
Оцените доказательства, подтверждающие характер и размер ущерба, причиненного преступлением.
2. Тщательно изучить направление движения, имеющуюся маркировку, характер рельефа, трудности, опасности, источники воды, возможность схода с маршрута в случае необходимости.
3. Разработать график и определить порядок движения группы, что мобилизует и дисциплинирует людей.
4. Не начинать трудного продолжительного перехода и восхождения без предварительной подготовки и акклиматизации.
5. Перед выходом ознакомиться с прогнозом погоды на период движения по маршруту.
6. Не выходить на маршрут при явно неблагоприятных условиях: через 2—3 дня после обильного снегопада, в туман, при низкой температуре или сильно выраженной лавинной опасности.
7. Выходить в темное время только при хорошем знании маршрута, предстоящем долгом дневном переходе, а в плохую погоду — при работах.
8. Тщательно проверить экипировку, снаряжение и продукты питания, состояние здоровья участников, не брать на маршрут больных, чувствующих недомогание, не вполне поправившихся после болезни людей.
9. Всем участникам знать опасности и причины, ведущие к несчастью, уметь их своевременно обнаружить, не допускать самонадеянного подхода к опасностям, соблюдать правила безопасности.
10. Не предпринимать поход, восхождение или экспедицию без опытного, авторитетного руководителя, знающего маршрут, и без правильно заполненной и оформленной документации.
11. В незнакомой местности двигаться только по хорошо размеченному маршруту.
12. Выходить на маршрут рано утром, хорошо экипировавшись, имея достаточный запас продуктов и только после сообщений графика движения на пункт контрольно службы (ПКСС) , начальнику базы или другим лицам.
13. Принять необходимые меры к предохранению ног от ранений и переохлаждения.
14. Начинать движение лишь в исправных (прочных, просушенных) обуви, одежде, носках, рукавицах