Ульпиан Домиций
Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» (jus). Право получило свое название от «правосудия» (justitia), ибо <…> право есть наука о добром и справедливом.
По заслугам нас называли жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.
<…> По естественному праву все рождаются свободными.
Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. 1. Предписания права есть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. 2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.
Принцепс [император Юстиниан] свободен от [соблюдения] законов.
То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мощь. <…> Таким образом, то, что император постановил путем письма и подписи или предписал, исследовал дело, или вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, как известно, является законом. <…>
Все люди, находящиеся в пределах Римской империи, сделались римскими гражданами на основании конституции императора Антонина [имеется в виду конституция – эдикт – Антонина Каракаллы 212 г.].
Что более соответствует человеческой честности, чем соблюдать то, о чем они [люди] договорились? <…> Договор является соглашением двух или нескольких об одном и их согласием. Слово «соглашение» (conventio) имеет общий смысл и относится ко всему, о чем соглашаются ведущие друг с другом дела в целях заключения сделки или мирового соглашения: как говорится «convenire» о тех, которые собираются и сходятся из разных мест в одно место, так это слово прилагается и к тем, которые соглашаются об одном и том же.
Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 108-110.
Во Найдите противоречия в рассуждениях древнеримского юриста.
2. Идеологом какой формы государственного правления был Ульпиан Домиций? Подтвердите свое мнение словами самого Ульпиана.
3. Согласились бы вы жить в государстве, в котором «принцепс свободен от соблюдения законов»? Да? Нет? Почему?
Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объективные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь прежде, чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе совокупность знаний, представляющих этот объект. В этом случае _совокупность знаний_ становится _предметом_ изучения.