Відповідно до ст. 160 Конституції України, вона набула чинності з дня її прийняття – 26 червня 1996 року. Утім офіційно Конституція України вперше була оприлюднена лише 13 липня 1996 року, коли її текст було опубліковано у газетах «Голос України» та «Урядовий кур’єр». Тобто Конституція України була введена у дію до її офіційного опублікування.
Відповідно до ст. 160 Конституції України, вона набула чинності з дня її прийняття – 26 червня 1996 року. Утім офіційно Конституція України вперше була оприлюднена лише 13 липня 1996 року, коли її текст було опубліковано у газетах «Голос України» та «Урядовий кур’єр».
Тобто Конституція України була введена у дію до її офіційного опублікування.
Як Ви вважаєте, чи не суперечить процедура прийняття та введення у дію Конституції України ч. 5 ст. 94 Конституції України, згідно якої закон набирає чинності не раніше дня його опублікування?
Конечно согласен. Вот у меня, например, три иномарки, пять квартир и в каждой драгоценностей на 3 миллиарда долларов. Я естественно не хочу, чтобы все это украли, поэтому я издаю закон, в котором говорю, что красть - это плохо и нельзя! Но рядом живет бедняк, у которого только сарай, старый велосипед и 5 руб. за душой. И, скорее всего, при виде моего богатсва, он подумает, что я не облысею, если он украдет у меня, ну скажем, лишний миллиончик. Но если хорошо подумать, то этих бедняков не один, а много, а значит нужна полиция, чтобы защитить меня от таких гадов! Но поллиция тоже не особо богата, и тоже может покуситься на мои миллиарды, значит полиции надо все время платить, чтобы она была довольна. А кроме бедняков еще куча бедных родственников и друзей, с которыми нужно говорить скорей дружески, чем по букве закона. И вот получается бесконечная череда проблем с исполнением этого самого закона. Кстати, свои миллиарды я тоже заработал, нарушая закон)))
Существует известное выражение: «Демократия – это процедура». Роль процедуры (лат. procedere– продвигаться), официально установленного порядка действий при обсуждении, ведении какого-либо дела, становится понятной, если принять во внимание значительный объем свобод, составляющих сущность демократического режима, отличающих его от авторитарного и тоталитарного.
В обществе, как уже говорилось, всегда есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии большую роль играют хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т. е. процедуре. Мало демократию объявить, бесполезно клясться ей в верности. Нужно следовать ее сущностным принципам, требованиям, выполнять все условия их реализации. Именно тогда она станет действенной и эффективной, даст возможность на деле оценить ее преимущества.
Мировая практика демократического голосования знает две основные избирательные системы: мажоритарную (голосование по одномандатным округам) и пропорциональную (голосование по партийным спискам).
Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам. Люди приходят на избирательные участки, и им предлагают несколько составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов списков. Например, избиратели получают бюллетени, в которые включены:
• список кандидатов республиканской партии;
• список кандидатов коммунистической партии;
• список кандидатов либеральной партии;
• список кандидатов партии крупных хозяйственников;
• список кандидатов партии «зеленых».
Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос (иногда ему предоставляется право отметить в списке партии наиболее достойного, на его взгляд, кандидата). При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов. Для определения количества мандатов той или иной партии вводится избирательный метр, т. е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом состоит суть пропорциональной избирательной системы.
Пропорциональная система имеет как положительные, так и вызывающие споры черты. С одной стороны, в представительном органе могут быть широко представлены национальные или социальные меньшинства (им достаточно образовать свои партии). С другой стороны, часто в парламент избираются лидеры партий, не имеющие отношения к той местности, население которой поддержало их на выборах. К тому же депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией. Эта система применяется в Италии, Израиле, некоторых латиноамериканских странах и др.
Мажоритарная система (фр. majoritaire от majorit? – большинство; от лат. major – большой) предполагает, что результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе. Избирательные округа являются одномандатными, т. е. в них может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку. Остальные кандидаты оказываются проигравшими. Партия или блок партий, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах (это условие мажоритарной системы действует не во всех странах).
Данная избирательная система тоже не идеальна. Достаточно сказать, что партия или блок партий, проигравшие на выборах по одномандатному округу, но получившие немало, например 49 %, голосов, в парламенте могут быть не представлены. Утверждают, что эта система позволяет добиться избрания депутатов, к которым расположены власти данного региона. Выборы по мажоритарной системе подчас обостряют социальную напряженность в нестабильном обществе. Но зато она обеспечивает тесную связь между депутатами и избирателями: депутат представляет интересы одномандатного округа, в котором он был избран. Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах.