V. визначте вид соціальної норми, яка встановлена (чи порушена) у кожному випадку:
(10 ів)
1) на день народження дарувати подарунки;
2) католицькі священики дотримуються целiбату;
3) діти повинні поважати і слухатися своїх батьків;
4) батьки зобов'язані утримувати і виховувати дітей до досягнення ними повноліття;
5) за статутом спілки афганців до організації мають право вступати особи, що несли
військову службу у складі обмеженого військового контингенту в афганістані.
6) водій проїхав на червоне світло світлофора;
7) підліток не поступився місцем у тролейбусі бабусі;
8) микола степанович відмовився платити членські внески в товаристві ,
9) андрій та марина одружилися всупереч волі батьків;
10) петро вирішив не купувати в їдальні у середу та п'ятницю м'ясну страву.
у паана лігуйте наведені ситуації і визначте(10 ів):
Многие люди задаются вопросом, а есть ли такой идеальный закон, который бы удовлетворил всех, большинство считают. что нет и мне кажется, что они правы, ведь действительно закон. если смотреть на него со стороны независимого человека , на самом деле, великая вешь, но когда становишься заинтересованным лицом это мнение разрушается ! К примеру тот же вор, осужденный на определенное количество лет, который обворовывает богатого, да он неправ, но тем не менее его закон неудовлетворит. Или если раздел имущества, всегда будет недовольная сторона.
В эпоху Первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения — социальным нормам, появившимся в целях регулирования их деятельности. Социальные нормы первобытного общества закрепляли ту или иную территорию за соответствующим кланом; указывали, на каких животных надо охотиться, время охоты на них; запрещали убийства, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь колдуны), воровство, похищение женщин и детей, нарушение супружеской верности и т.д организовывать приготовление пищи, разжигание и поддержание огня, строительство жилищ и т.д. Нарушителей, если такие встречались, ждало наказание — общественное порицание, изгнание из общины или смертная казнь. Эти правила поведения представляют собой мононормы, то есть единые, специфические нормы поведения первобытного общества, которые предшествуют становлению правовых и моральных систем.
Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в обществе мононормы начинают перерастать в нормы права и морали.