Всякая правовая норма принимается для достижения социально полезного результата. Иногда эта цель достигается полностью, иногда достигается лишь отчасти, а иногда устанавливается непредвиденный негативный результат. В связи с этим возникает проблема определения эффективности правовых норм и предупреждения возможных негативных последствий их реализации.В юридической литературе преобладает мнение о том, что эффективность правовой нормы определяется соотношением между фактическим результатом ее действия и той социальной целыо, для достижения которой эта норма была принята.
Правовые нормы статей 19, 22, 31 Конституции: - по предмету правового регулирования конституционные; - процессуальные (это и гарантия права на судебную защиту (ст.19)); - по методу правого регулирования императивные; - по функциональной направленности регулятивные: управомочивающие, обязывающие (часть 2 статьи 22); - в зависимости от роли в механизме правового регулирования исходные или нормы- принципы; - по действию в пространстве и по кругу лиц общие; - по предназначению в правотворчестве первичные.