В силу статьи 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ (далее - ВС РФ) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Поскольку Постановления ВС РФ (далее - ПП ВС РФ) являются результатом обобщения судебной практики и содержат в себе разъяснения по вопросам применения судами законодательства, данное толкование следует считать официальным.
Поскольку Постановления Пленума ВС РФ публикуются в Российской газете, они, очевидно, предназначаются для ознакомления неопределенного круга лиц. Очевидно, что суды должны учитывать данные в ПП ВС РФ разъяснения, поскольку в случае, если норма материального или процессуального права будет применена иначе, чем указанным ВС РФ образом, судом вышестоящей инстанции в этом будет усмотрено неправильное применение уголовного закона, в случае существенного нарушения норм материального права, либо существенное нарушение норм процессуального права, если таковое имело место быть, что является основаниями для отмены приговора в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора (прим: а в гражданском процессе основанием для отмены в порядке надзора вообще является нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права - см. пункт 3 части 1 статьи 391.9 ГПК РФ). Однако и иные субъекты уголовного судопроизводства не могут не учитывать ПП ВС РФ. Так, например, следователь должен опираться в том числе и на них при написании обвинительного заключения по примерно тем же причинам, что и суд, с той лишь разницей, что будет иметь место не отмена решение вышестоящим судом, а неутверждение обвинительного заключения прокурором или изменение обвинения в суде. Обвиняемый (речь идет о лице без юридического образования) так же может использовать содержание ПП ВС РФ в рамках уголовного судопроизводства, указывая суду, следователю, прокурору, иным лицам на допущенные ими процессуальные нарушения либо на ошибки в применении норм материального права (хотя и маловероятно, что лицо, не являющееся юристом такое будет делать, да и для этого есть адвокат, однако такую возможность он имеет). Впрочем, в первую очередь ПП ВС РФ предназначаются для судов, поскольку в конечном итоге именно они будут принимать соответствующие процессуальные решения, как то, например, вынесение приговора суда, в котором суд дает окончательную квалификацию совершенного обвиненным деяния. Нельзя не обратить внимание и на то, что ВС РФ в своих Постановлениях обращается именно к судам. Так, например, в пункт 1 ПП ВС РФ от 17.12.2015 года № 56 начинается словами: "обратить внимание судов на..."
На основании этого можно сказать, что такого толкование можно счесть обязательным только для судей (ответ - б).
Инкорпорация - это систематизации НПА без изменения формы и содержания, при котором происходит их объединение в сборники. Результатом инкорпорации являются сборники НПА. При инкорпорации не вносятся изменения в правовое регулирования, то есть не принимаются, не изменяются и не отменяются нормы права. НПА подвергаются лишь внешней обработке - из них удаляются отменённые статьи и включаются принятые ранее изменения и дополнения с соответствующими указаниями. Инкорпорация бывает хронологической, когда нормативные акты располагаются в сборнике в соответствии со временем их принятия, и предметной, когда в сборник объединяются НПА, имеющие общий предмет правового регулирования. По субъекту осуществления инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами. На официальные сборники (своды, собрания) возможны ссылки в процессе правоприменительной деятельности. Неофициальная инкорпорация может проводиться государственными и негосударственными организациями для удобства использования нормативного материала в собственной правореализующей деятельности либо с коммерческими целями. В этом случае на сборники нельзя ссылаться при решении конкретных юридических дел. Инкорпорация не решает всех проблем систематизации, с его помощь нельзя, например, устранить множественность НПА, регулирующих близкие общественные отношения. Такая проблема преодолевается с консолидации. Консолидация - это систематизация НПА без изменения содержания путём объединения их в единый акт. Результатом консолидации является не сборник, а новый НПА, полностью заменяющий вошедшие в него акты. Но при этом не вносятся изменения в правовое регулирование, новые нормы права не принимаются, может лишь осуществляться редакционная правка, например, устраняться повторы. Субъектам консолидации выступают официальные правотворческие органы. Т.о., это всегда правотворческая деятельность, но правотворчество в этом случае выступает методом, а суть консолидации заключается именно в систематизации НПА. Кодификация – особая форма систематизации НПА. Кодификация - это систематизация и коренная переработка НПА путём объединения их в единый обобщающий акт. Результатом кодификации, как и при консолидации, является новый НПА. Однако, кодификация не ограничивается внешним объединением актов в один акт, она включает качественную переработку правового материала путём изменения, отмены прежних и принятия новых норм права. Поэтому кодификацию можно считать разновидностью и систематизации, и правотворчества. Таким образом, к признакам кодификации можно отнести: осуществление только компетентным правотворческим субъектом; внесение существенных изменений в правовое регулирование; результатом является новый НПА, обобщающего характера (кодекс, основы законодательства, устав, положение, правила). Кодификация часто направлена на создание в отрасли законодательства своеобразного нормативного ядра, вокруг которого группируются иные нормативные акты. Это упорядочивает отрасль в целом, приводит к её устойчивости. НПА в современном государстве принимаются большим количеством самых различных гос. органов. При этом каждый орган может принимать множество НПА. Система законодательства постоянно меняется, вновь принятые акты отменяют, изменяют уже действующие акты, устанавливают новые нормы права. Систематизация нормативно-правовых актов - это упорядочение нормативно-правовых актов, придающее им характер системы.
Поскольку Постановления ВС РФ (далее - ПП ВС РФ) являются результатом обобщения судебной практики и содержат в себе разъяснения по вопросам применения судами законодательства, данное толкование следует считать официальным.
Поскольку Постановления Пленума ВС РФ публикуются в Российской газете, они, очевидно, предназначаются для ознакомления неопределенного круга лиц.
Очевидно, что суды должны учитывать данные в ПП ВС РФ разъяснения, поскольку в случае, если норма материального или процессуального права будет применена иначе, чем указанным ВС РФ образом, судом вышестоящей инстанции в этом будет усмотрено неправильное применение уголовного закона, в случае существенного нарушения норм материального права, либо существенное нарушение норм процессуального права, если таковое имело место быть, что является основаниями для отмены приговора в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора (прим: а в гражданском процессе основанием для отмены в порядке надзора вообще является нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права - см. пункт 3 части 1 статьи 391.9 ГПК РФ).
Однако и иные субъекты уголовного судопроизводства не могут не учитывать ПП ВС РФ. Так, например, следователь должен опираться в том числе и на них при написании обвинительного заключения по примерно тем же причинам, что и суд, с той лишь разницей, что будет иметь место не отмена решение вышестоящим судом, а неутверждение обвинительного заключения прокурором или изменение обвинения в суде. Обвиняемый (речь идет о лице без юридического образования) так же может использовать содержание ПП ВС РФ в рамках уголовного судопроизводства, указывая суду, следователю, прокурору, иным лицам на допущенные ими процессуальные нарушения либо на ошибки в применении норм материального права (хотя и маловероятно, что лицо, не являющееся юристом такое будет делать, да и для этого есть адвокат, однако такую возможность он имеет).
Впрочем, в первую очередь ПП ВС РФ предназначаются для судов, поскольку в конечном итоге именно они будут принимать соответствующие процессуальные решения, как то, например, вынесение приговора суда, в котором суд дает окончательную квалификацию совершенного обвиненным деяния. Нельзя не обратить внимание и на то, что ВС РФ в своих Постановлениях обращается именно к судам. Так, например, в пункт 1 ПП ВС РФ от 17.12.2015 года № 56 начинается словами: "обратить внимание судов на..."
На основании этого можно сказать, что такого толкование можно счесть обязательным только для судей (ответ - б).