Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в Верховный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействующими постановления Правительства Республики Марий Эл от 6 августа 1999 г. № 341 «Об образовании Региональной энергетической комиссии Республики Марий Эл» (в ред. от 3 июня 2000 г. № 207, от 24 мая 2001 г. № 193) и утвержденных им Положения о Региональной энергетической комиссии Республики Марий Эл и Порядка формирования, использования и учета средств целевого финансирования расходов Региональной энергетической комиссии Республики Марий Эл, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Правительством Республики с превышением компетенции и противоречат федеральному законодательству. Определением судьи от 21 января 2004 г. в принятии заявления прокурору отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В представлении прокурор просил определение отменить, полагая, что суд общей юрисдикции обязан разрешить его заявление по существу. Какое решение должна вынести судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ?
Преамбула
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы челов
ека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.
Комментарий к преамбуле
Преамбула Конституции РФ закладывает основные, наиболее важные и системно организующие в дальнейшем весь текст конституции принципы и позиции. Она является своеобразным ее конспектом, предвосхищая тип, статус, правовую конструкцию и юридическую силу конституции. В связи с этим преамбула должна раскрывать следующие обстоятельства.
1. Авторизующую основу: кто именно принимает данную конституцию.
2. Мотивационную основу: исходя из каких мотиваций принимается данная конституция.
3. Сакрализирующий выбор (конкретный прием его обозначения) и уровень сакрализации конституции.
4. Целеполагающую основу: какие цели ставит данная конституция.
5. Ценностную основу: какие из целей получают особо значимый характер на уровне принципиального выбора ценностей страны и почему.
6. Специализирующую основу: уникальные особенности страны, цели, задачи, иные обстоятельства. Здесь возможны: историческая апелляция, апелляция к будущему, геополитическая и геоэкономическая апелляция, демографическая и национальная апелляция, религиозная апелляция и др.
7. Основу, позиционирующую страну в мире: как позиционирует себя страна в международном пространстве и международных отношениях.
8. Обозначение или подход к форме государственного устройства страны, форме правления и политическому режиму.
9. Обозначение главных принципов государственного строительства, общественного развития и мировоззренческого (ценностно-мотивирующего) мира человека.
10. Тип и масштабность волевого акта, совершаемого сувереном при принятии конституции.
11. Статус конституции, обозначение подхода или подход к ее функциональному назначению.
Соответственно, в преамбуле должны быть отражены главные вопросы бытия страны согласно данному перечню. По каждому из них должен быть сделан четкий и однозначно интерпретируемый выбор. Анализ преамбулы Конституции Российской Федерации, проведенный на основе исследования вышеперечисленных вопросов, позволяет сделать следующие выводы.
1. В качестве автора Конституции РФ и источника власти (статья 3) в преамбуле указывается «многонациональный народ». Вопрос о русском народе, доминирующем численно и являющемся носителем цивилизационных потенциалов страны, при этом проигнорирован. Причем это сделано не только в тексте преамбулы, но во всей Конституции РФ. Единственное упоминание «русскости» в тексте связывается с русским языком, который, однако, упоминается в контексте множественности «государственных языков» (статья 68). Темы цивилизационной идентичности страны, ее «русскости» в Конституции РФ полностью отсутствуют и, судя по системности приема умолчания, это было сделано целенаправленно.