1. Постройте ряд из известных вам базовых методов активного социально-психологического обучения (в виде схемы или диаграммы) по следующим критериям:
- возрастание активности группы;
- возрастание активности руководителя группы;
- увеличение субъективной трудности выполнения заданий и упражнений;
- возрастание интенсивности формирования личностных качеств.
2. Определите, какие социально-психологические механизмы психологического воздействия работают в описанных ситуациях.
Ученик в мастерской ведет себя по примеру своего мастера, хотя и не получает от него никаких прямых указаний, касающихся плохого или хорошего выполнения заданий.
Подросток размышляет о том, как поступили бы в данной ситуации его отец и друг.
Женщина покупает вещь не той модели, которая ей понравилась ранее, после того как продавец объяснил ей достоинства модели другой фирмы.
Когда учитель отругал ученика за нерадивость, многие дети в классе почувствовали смущение и вину.
Служащий Н. уклоняется от неприятных заданий и от политических споров точно так же, и нередко в такой же манере, что и заведующий отделом, в котором он работает.
3. Проанализируйте элементы коммуникативной ситуации для следующих ситуаций:
а) ситуации общения людей в очереди;
б) ситуация первого свидания;
в) ситуации сдачи экзамена.
4. Опишите любую ситуацию межличностного взаимодействия (из художественного произведения, кинофильма, реальную жизненную ситуацию) и проанализируйте ее по следующей схеме.
Проявление механизмов межличностного влияния, преобладающий тип воздействия у каждого из персонажей.
Основные элементы коммуникативной ситуации, противоречия в их освоении разными ее участниками.
5. Укажите основные условия и критерии отбора кандидатов в группу тренинга (выберите из перечисленных вариантов).
- Высокая внушаемость.
- Серьезные личные переживания и проблемы.
- Нормальное психическое здоровье.
- Высокий уровень интеллекта.
- Наблюдательность.
- Высокий уровень обучаемости.
- Интерес к проблемам психологии.
- Низкий уровень психологической защиты.
- Кризисная жизненная ситуация.
- Общительность.
6. Выберите из перечисленных ниже вариантов основные условия, критерии отказа в принятии в группу социально-психологического тренинга.
• Депрессия, т.е. общая подавленность и пассивность поведения.
• Низкий уровень саморегуляции, социальной зрелости.
• Психическая болезнь.
• Выраженная акцентуация характера.
• Замедленность психических реакций.
• Возбудимость (эпилептоидный тип акцентуации по К. Леонгарду).
• Резкое изменение поведения под влиянием критики.
• Психопатии.
• Кризисная жизненная ситуация.
• Завышенная самооценка, неадекватное стремление к лидерству.
< Попер ЗМІСТ Наст >
Психічний розвиток новонародженого та немовляти
Психологічні особливості фази новонародженості
Відразу після народження дитини медики, користуючись спеціальною 10-бальною шкалою В.Апгар, визначають рівень життєздатності новонародженого. В залежності від отриманої кількості балів діти поділяються на 2 категорії:
o діти з високим рівнем життєздатності - від ів і вище, їх вага становить 3-3,5 кг, зріст - близько 50 см;
o діти зі зниженим рівнем життєздатності - менше ів за шкалою Апгар, сюди відносяться недоношені діти, близнята, ослаблені новонароджені (ті, що в пренатальному періоді піддались впливу тератогенів).
Шкала В.Апгар включає п'ять критеріїв діагностики новонароджених (максимум по на кожен критерій):
колір шкіри (рожевий чи синюшний), характер дихання, серцебиття, мускульний тонус та рефлекторна збудливість (крик)
Перша категорія дітей має сприятливе соматичне підґрунтя для психічного розвитку, а діти зі зниженим рівнем життєздатності складають групу ризику щодо виникнення відхилень фізичного та психічного розвитку і тому потребують особливого догляду.
Життя дитини в постнатальному періоді починається з кризи новонародженості, що спричинюється різкою зміною середовища існування дитини з пренатального на постнатальне. Дана криза виявляється у втраті ваги новонародженим, а розв'язується через процеси його адаптації до нових умов автономного життя. Прилаштування дитини до самостійного існування відбувається завдяки систематичній турботі дорослих.
Фізіологічною основою для розгортання психічної діяльності новонародженого є його вроджені безумовні рефлекси:
Фаза новонародженості охоплює перші 4-6 тижнів
1) Коммуникация
2) Это общение с писем, аудио, видео
3) Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.
Служебное общение - это процесс взаимодействия, направленный на развитие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения оперативно-служебных задач.
4) трудолюбие , адекватная самооценка , вежливость , великодушие , коммуникабельность, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, порядочность, креативность, стрессоустойчивость и т.д
5) Темперамент — это совокупность генетически обусловленных психических качеств человека, которые зависят от особенностей высшей нервной деятельности. То есть это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить.
Типы: 4 основных типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
6) а) Внешние признаки человека-холерика заметны сразу. Он очень громко, быстро и сбивчиво разговаривает, не заканчивает слова и предложения. Его интонация неодинаково, она постоянно меняется. У него яркая мимика, размашистые и резкие жесты. Его походка энергична; кажется, что он всегда куда-то спешит и опаздывает. Как правило, это высокие люди худощавого телосложения. Холерик обожает быть в центре внимания, покровительствовать и защищать. Он готов планету и стать героем в любой момент. Ему важно, чтобы им восхищались, гордились. Слава и признание для него также значимы.
б) Представители сангвинического типа любят хвастаться и порой имеют завышенную самооценку. Если у них получается достичь успеха в каком-то деле, об этом вскоре узнают все. Молчать о своих достижениях они не станут. Сангвиники выносливы и энергичны. Они любят смешить других и смеяться сами. Харизматичность — их сильная сторона, поэтому такие люди часто приковывают к себе внимание.
в) Флегматик — это очень уравновешенный тип темперамента, для которого характерны сдержанность, медлительность психических реакций и постоянство. Такие люди надежны, ответственны, преданы. Это выносливые и старательные трудоголики. У него медленная походка, вялые, едва заметные жесты и мимика. Он разговаривает тихо, но четко, с заметными паузами, без эмоционально-интонационных скачков.
г) Меланхолик — это инертный (пассивный) тип темперамента, которому свойственны высокая чувствительность, эмоциональность, тревожность, хорошие творческие , но слабая нервная система. Такие люди — интроверты, они отказываются от шумных вечеринок, больших компаний в пользу тихих вечеров, посвященных чтению, рисованию, другим спокойным хобби. Часто бывают задумчивыми, замкнутыми. Меланхолики нерешительны, настороженно относятся к переменам, часто “живут в ”. Они очень эмоциональны, но предпочитают держать все в себе. Впрочем, это у них не всегда получается. Любая мелочь может выбить их из равновесия.
7) Бывают разные жизненные ситуации но более полно темперамент раскрывается в экстремальных, или вызывающих стресс ситуациях.
8) Холерик + флегматик
Меланхолик + сангвиник
Флегматик + флегматик
Меланхолик + меланхолик
Сангвиник + сангвиник
9) Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
к себе , к другим людям , к порученному делу
10) Акцентуация характера или акцентуация личности – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Эта особенность личности определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру.