Для дипломной работы, ответьте , все анонимно. заранее .
6)примите такое положение, чтобы голова была свободна и ни на что не опиралась. с закрытыми глазами попробуйте почувствовать свое лицо изнутри, почувствуйте возникающие напряжения. найдите их, но не пытайтесь устранить. замечайте – что там? с чем это связано? какое это чувство, эмоция? какие ассоциации вызывает? мышцы лица тесно связаны с эмоциями. ваше лицо говорит вам, как вы относитесь к ситуации, какие моменты значимы. важно обращать внимание на эту информацию.
выполняйте на осознание всего, что в данный момент с вами происходит, наблюдайте за этим, озвучивайте свои переживания, каждый раз начиная фразу со слов: «сейчас я осознаю, » например: «сейчас я осознаю, что лежу на кушетке. сейчас я осознаю, что собираюсь проделать на осознание. сейчас я осознаю, что колеблюсь, спрашиваю себя, с чего начать. сейчас я замечаю, что за стеной звучит радио. это напоминает нет, сейчас я осознаю, что начинаю слушать
я осознаю, что возвращаюсь от блуждания. теперь я опять сейчас я осознаю, что лежу со скрещенными ногами. я осознаю, что болит спина. я осознаю, что мне хочется переменить положение. теперь я это » и т. д.
7)попробуйте сначала обращать внимание только на внешние события: на то, что вы видите, слышите, обоняете, не подавляя другие переживания. теперь по контрасту сосредоточьтесь на внутренних процессах: образах, ощущениях, мышечных напряжениях, эмоциях, мыслях. теперь попробуйте дифференцировать различные внутренние процессы, сосредоточиваясь на каждом из них так полно, как только можете: на образах, мышечных напряжениях и т. п
8)сидя или лежа в удобной позе, осознайте различные ощущения тела и движения (дыхание, зажимы, сокращения желудка и пр.); обратите внимание, нет ли во всем этом определенных комбинаций или структур – того, что происходит одновременно и образует единый паттерн напряжений, болей, ощущений. что происходит, когда вы сдерживаете или останавливаете дыхание? соответствуют ли этому какие-нибудь напряжения рук, пальцев, гениталий, перистальтика желудка? или, может быть, есть какая-нибудь связь между задержкой дыхания и напряжением ушей? или между задержкой дыхания и какими-нибудь тактильными ощущениями? какие комбинации вы можете обнаружить?
В.В Бунак
Первая – это ненаучные или околонаучные. Например, гипотеза божественного происхождения или мутационная гипотеза, согласно которой человек ходил-ходил, произошла мутация - и вдруг он заговорил. Есть гипотеза договоренности. Многие возвращаются к мутационной гипотезе (это о гене FOXP2), не столько генетики, а те, кто читает генетические работы, не понимая, что делают генетики.
Вторая категория гипотез – физикалистские, которые рассматривают явление только с точки зрения физиологии, но никак не психологии, когнитивных возможностей и т.д. Эти гипотезы могут так или иначе объяснить возникновение звуковых сигналов, их сочетаний, но при этом не объясняют, как формировались понятия, как они передавались, как формировалась смысловая нагрузка. Физикалистские гипотезы – это, например, о том, чторечь возникла из детских лалий (детского лепета) или от того, что люди повторяли шумы природы. Есть трудовая гипотеза: человек сидит, делает каменное орудие и повторяет раздающиеся звуки. Поскольку эти гипотезы не объясняют формирование понятий, их нельзя считать исчерпывающими.
Две первые категории гипотез описывают «одномоментное» происхождение речи: мутация произошла – речь появилась, договорились – речь появилась.
Третья категория гипотез объясняет происхождение речи в контексте длительного процесса эволюции. Предполагая, что речь произошла эволюционным путем, и зная, что предками человека были приматы, надо изучать коммуникативные системы приматов, чтобы понять, как из этих систем в процессе эволюции могла появиться та речь, которой мы сейчас пользуемся. Есть ряд гипотез, в том числе отечественных исследователей, антрополога Виктора Валериановича Бунака, психолога Лурии, предполагающих, что речь произошла от звуковых сигналов. Бунак писал, что это были «жизненные шумы» - звуки переклички приматов, а Лурия считал, что речь возникла именно из агрессивных звуковых сигналов.
Американский антрополог Гордон Хьюз в 1973 году опубликовал свою жестовую гипотезу происхождения речи. По его мнению, вначале появилась не звуковая, а жестовая речь. То есть первые понятия передавались при жестов, а затем уже звуки стали передавать понятия. Эта гипотеза долго была модной: в 70-е, в 80-е годы стало понятно, что все звуковые сигналы, продуцируемые человекообразными обезьянами типа шимпанзе, генетически детерминированы, шимпанзе им не обучаются. Эти сигналы инстинктивные, врожденные, новым сигналам шимпанзе научиться не может.