Мене вразила повість героями, там вони відкриті, готові до дій, попри всі перешкоди, вони знайшли вихід із складної ситуації)
Сюжет книжки відомий усім маленьким європейцям: одного дня поштова посилка з маленьким чорним хлопчиком-сиротою приземлилася на крихітному острові Недогадія. Мешканці острова (пані Штоцкер, машиніст Лукас, пан Неталан і король Альфонс За Чверть Дванадцятий) турботливо доглядали за немовлям, поки він не виріс. Тоді місця на острові для всіх стало замало. Король вирішив позбавитися паротяжихи Емми. Але друзі (Джим, Лукас і Емма) разом залишили крихітний острів, щоб знайти собі нову батьківщину, і попоринули у світ пригод. Вони дісталися далекої азіатської країни, де їх зустріли прозорі дерева, смугасті гори, величезна дракониха.
Герої виявляють таємничі написи, потрапляють у фантастичну місцевість, застрягають перед входом у Пащу смерті, ремонтують маленький вулкан, спілкуються з драконихою. Наприкінці Джим не лише розгадує таємницю своєї появи в Недогадії, а й визволяє прекрасну принцесу Лі Ши. Для їхнього повернення на острів знаходиться казкове рішення.
Наиболее ярким христианским мыслителем этого периода был один из «отцов церкви» Аврелий Августин, Блаженный Августин (354-430).
У человека имеется внутренний опыт (когда душа поворачивается к себе, чтобы постичь собственную деятельность), отличный от внешнего. Этот внутренний опыт обладает высшей истинностью, даруемой Богом. Богом даруется и воля – источник активности человека. Человек самостоятельно, без Бога не может прийти к нравственности, к высшему счастью. Известна работа Августина «Исповедь», в которой впервые говорилось о познавательной активности души, независимой от тела, но использующей его в качестве орудия, и доказывалась непогрешимость внутреннего опыта.
Августин выделял семь степеней души:
1 – общая у человека с растениями, ответственна за питание, рост и размножение
2 – общая с животными, ощущает и видит сны
3 – присущи память и речь
4 – характерно стремление к добру, прислушиванию к совету мудрых
5 – характеризует очищенную душу, свободную от страха смерти
6 – характерно стремление к Богу, что тождественно созерцанию истины
7 – поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины
Августин сыграл свою роль в укреплении авторитета церкви, и с той поры не только собственно Священное писание, но и труды «отцов церкви» не должны были подвергаться никакому сомнению на предмет их истинности.
Образ жизни, блестящие философские лекции Абеляра, огромное количество его учеников, которые боготворили своего учителя, вызывали зависть очень многих. Собор 1121 года осудил его взгляды как еретические и заставил публично сжечь труд, которым он особенно гордился. В отличие от многих представителей схоластики, Абеляр постоянно подчеркивал преимущество знаний перед слепой верой: «Тот, кто читает священные тексты, ничего в них не понимая, уподобляется ослу с лирой, считающему, что можно играть не ней без всякой предварительной подготовки».
Особенно большую славу принес Абеляру его знаменитый роман с Элоизой. Абеляр стал ее учителем по ее дяди, у которого девушка воспитывалась. Абеляр вошел в дом Элоизы, и между учителем и ученицей вспыхнуло страстное чувство. Однако по условиям той эпохи существовали определенные препятствия к законному браку. Брак закрывал для Абеляра всякую духовную карьеру: безбрачие было обязательным для священников. Элоиза была тоже против брака: «Как непристойно и прискорбно будет, если ты – человек, созданный природой для блага всех людей, - посвятишь себя только одной женщине».
Тем не менее, Абеляр тайно обвенчался с любимой и увез ее к своей сестре, где она родила ему сына Астролябия. Брак этот было решено не предавать огласке. Но дядя Элоизы начал всюду рассказывать о нем, в то время как Элоиза отрицала факт брака. По совету Абеляра Элоиза временно уходит в монастырь. Однако дядя, решивший, что Абеляр хочет вообще избавиться от его племянницы, подкупил слугу и организовал нападение на Абеляра. Ночью его зверски изувечили. Абеляр вынужден был уйти в монастырь. Сохранилась их переписка, которая послужила основой для многих пьес и романов.
Абеляр возвратился к забытой в то время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, но сохраняется в мыслях людей. Он склоняется к идее Платона о том, что это значение – концепт слова – есть сущность предмета и существовало до него в божественном уме как образец для реальности. Эта теория получила название теории концептуализма.
Интерес представляет и его концепция развития нравственности и самопознания человека. Критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Значит, этот критерий субъективен, а потому внешней оценки действий человека быть не может, во всяком случае, она не важнее, чем его оценка самого себя. Здесь Абеляр сближается с Эпикуром, который также отстаивал субъективный критерий нравственности. Различие их позиций в том, что Абеляр считал в качестве критерия нравственности совесть – божественный дар, а Эпикур – духовные удовольствия.
С 8 по 12 вв. большое количество психологических исследований проводилось на востоке, куда переместились основные психологические школы из Греции и Рима. Арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Мене вразила повість героями, там вони відкриті, готові до дій, попри всі перешкоди, вони знайшли вихід із складної ситуації)
Сюжет книжки відомий усім маленьким європейцям: одного дня поштова посилка з маленьким чорним хлопчиком-сиротою приземлилася на крихітному острові Недогадія. Мешканці острова (пані Штоцкер, машиніст Лукас, пан Неталан і король Альфонс За Чверть Дванадцятий) турботливо доглядали за немовлям, поки він не виріс. Тоді місця на острові для всіх стало замало. Король вирішив позбавитися паротяжихи Емми. Але друзі (Джим, Лукас і Емма) разом залишили крихітний острів, щоб знайти собі нову батьківщину, і попоринули у світ пригод. Вони дісталися далекої азіатської країни, де їх зустріли прозорі дерева, смугасті гори, величезна дракониха.
Герої виявляють таємничі написи, потрапляють у фантастичну місцевість, застрягають перед входом у Пащу смерті, ремонтують маленький вулкан, спілкуються з драконихою. Наприкінці Джим не лише розгадує таємницю своєї появи в Недогадії, а й визволяє прекрасну принцесу Лі Ши. Для їхнього повернення на острів знаходиться казкове рішення.
Наиболее ярким христианским мыслителем этого периода был один из «отцов церкви» Аврелий Августин, Блаженный Августин (354-430).
У человека имеется внутренний опыт (когда душа поворачивается к себе, чтобы постичь собственную деятельность), отличный от внешнего. Этот внутренний опыт обладает высшей истинностью, даруемой Богом. Богом даруется и воля – источник активности человека. Человек самостоятельно, без Бога не может прийти к нравственности, к высшему счастью. Известна работа Августина «Исповедь», в которой впервые говорилось о познавательной активности души, независимой от тела, но использующей его в качестве орудия, и доказывалась непогрешимость внутреннего опыта.
Августин выделял семь степеней души:
1 – общая у человека с растениями, ответственна за питание, рост и размножение
2 – общая с животными, ощущает и видит сны
3 – присущи память и речь
4 – характерно стремление к добру, прислушиванию к совету мудрых
5 – характеризует очищенную душу, свободную от страха смерти
6 – характерно стремление к Богу, что тождественно созерцанию истины
7 – поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины
Августин сыграл свою роль в укреплении авторитета церкви, и с той поры не только собственно Священное писание, но и труды «отцов церкви» не должны были подвергаться никакому сомнению на предмет их истинности.
Образ жизни, блестящие философские лекции Абеляра, огромное количество его учеников, которые боготворили своего учителя, вызывали зависть очень многих. Собор 1121 года осудил его взгляды как еретические и заставил публично сжечь труд, которым он особенно гордился. В отличие от многих представителей схоластики, Абеляр постоянно подчеркивал преимущество знаний перед слепой верой: «Тот, кто читает священные тексты, ничего в них не понимая, уподобляется ослу с лирой, считающему, что можно играть не ней без всякой предварительной подготовки».
Особенно большую славу принес Абеляру его знаменитый роман с Элоизой. Абеляр стал ее учителем по ее дяди, у которого девушка воспитывалась. Абеляр вошел в дом Элоизы, и между учителем и ученицей вспыхнуло страстное чувство. Однако по условиям той эпохи существовали определенные препятствия к законному браку. Брак закрывал для Абеляра всякую духовную карьеру: безбрачие было обязательным для священников. Элоиза была тоже против брака: «Как непристойно и прискорбно будет, если ты – человек, созданный природой для блага всех людей, - посвятишь себя только одной женщине».
Тем не менее, Абеляр тайно обвенчался с любимой и увез ее к своей сестре, где она родила ему сына Астролябия. Брак этот было решено не предавать огласке. Но дядя Элоизы начал всюду рассказывать о нем, в то время как Элоиза отрицала факт брака. По совету Абеляра Элоиза временно уходит в монастырь. Однако дядя, решивший, что Абеляр хочет вообще избавиться от его племянницы, подкупил слугу и организовал нападение на Абеляра. Ночью его зверски изувечили. Абеляр вынужден был уйти в монастырь. Сохранилась их переписка, которая послужила основой для многих пьес и романов.
Абеляр возвратился к забытой в то время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, но сохраняется в мыслях людей. Он склоняется к идее Платона о том, что это значение – концепт слова – есть сущность предмета и существовало до него в божественном уме как образец для реальности. Эта теория получила название теории концептуализма.
Интерес представляет и его концепция развития нравственности и самопознания человека. Критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Значит, этот критерий субъективен, а потому внешней оценки действий человека быть не может, во всяком случае, она не важнее, чем его оценка самого себя. Здесь Абеляр сближается с Эпикуром, который также отстаивал субъективный критерий нравственности. Различие их позиций в том, что Абеляр считал в качестве критерия нравственности совесть – божественный дар, а Эпикур – духовные удовольствия.
С 8 по 12 вв. большое количество психологических исследований проводилось на востоке, куда переместились основные психологические школы из Греции и Рима. Арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.