Когда мать рассказывала о своей дочери, у нее невольно потекли слезы: «Росла прекрасная, послушная дочка. Все и поручения в школе, и дома выполняла старательно и тщательно, частенько плакала и переживала, если что-то выходило не так. Училась все годы только на «отлично». И надо же было такому случиться - золотая медалистка срезалась на экзамене в вуз. С тех пор в доме поселились нервозность, угрюмость, безрадостность. Объективно – будто бы ничего страшного не случилось. Однако, вот уже полгода дочка нигде не работает, никуда не ходит. Она усиленно готовится к будущим вступительным экзаменам, сидит с утра до вечера, больше практически ничего не делает. Мы с отцом стараемся освободить ее от всех дел, потому что она и так нервничает. Мне кажется, что и с друзьями она не хочет видеться из-за того злополучного провала. Все бы ничего, но в последнее время она совсем не ест. За день скушает одно-два яйца, несколько яблок, чего-то вкусненького еще может попробовать, но ни уговорить, ни заставить поесть нормально нельзя. Что нам с ней делать?! Стала худая, как щепка. Я понимаю – от таких переживаний не поправляются, но ее состояние беспокоит меня все больше и больше».
1. Как объяснить матери, почему ее дочь ведет себя так, а не иначе? К какому характерологическому типу она принадлежит?
2. Считаете ли Вы материнские тревоги обоснованными?
3. Какой психологический прогноз можно сделать в этой ситуации? Какая здесь необходима?
Во-вторых, наличие нервозности, угрюмости и безрадостности в семье может также влиять на поведение вашей дочери. Она может реагировать на эмоции и обстановку в семье, что мешает ей адаптироваться к новой ситуации после провала.
Что касается ее упорной подготовки к будущим вступительным экзаменам, это может быть связано с ее стремлением доказать себе и всему окружающему, что она способна справиться и достичь успеха. Она может чувствовать определенное давление на себя и страх повторения предыдущего провала.
Что касается характерологического типа, основываясь на предоставленной информации, можно предположить, что ваша дочь принадлежит к типу с высоким уровнем тревожности и стремлением к совершенству. Она вероятно очень чувствительна к неудачам и подвержена тревожным переживаниям и самокритике. Это может объяснять ее поведение и реакции на провал.
2. Как родитель, ваше беспокойство и тревоги вполне оправданы. Поведение вашей дочери, ее нервозность и изменение аппетита являются серьезными признаками, которые требуют внимания и помощи профессионала. Ваша забота и желание помочь ей восстанавливаться и справляться с ситуацией очень важны. Рекомендуется обратиться за помощью к психологу или психиатру, чтобы ребенок получил нужную поддержку и помощь.
3. Психологический прогноз в данной ситуации может быть положительным, если ваша дочь получит необходимую помощь и поддержку. Со временем она может научиться справляться со стрессом и тревожностью, разработать адаптивные стратегии реагирования на сложные ситуации и строить свою самооценку не только на основании успехов в учебе. Может потребоваться некоторое время и терапевтическое вмешательство, чтобы помочь ей восстановиться физически и эмоционально, однако с поддержкой она может вернуться к нормальной жизни и возобновить свои учебные и социальные активности.