Определите, какие мыслительные операции преобладают в приведенных ниже случаях: 1. На уроке русского языка школьники разбивают слово по составу: выделяют приставку, корень суффикс, окончание.
2. На уроке труда учащиеся по заданию учителя собирают из деталей конструктора кривошипно-шатунный механизм.
3. В процессе обучения ученик постепенно переходит в мышлении от понятий «равные отрезки», «равные вероятности», «равные права» и т.д. к понятию «равенство».
4. По заданию экспериментатора испытуемый объединяет предметы, изображенные на картинках, в группы и дает каждой группе название: «животные», «мебель», «инструменты» и т.д.
5. Овладевая счетом, дети учатся пренебрегать всякими свойствами предметов, кроме тех, которые дают основание обозначать их числом.
6. В целях активизации мыслительной деятельности школьников учитель предложил им соотнести климат субтропиков и тропиков.
Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.
Например: высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектамиили явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
Развитие состояния психического пресыщения проходит определенные фазы: от полной готовности к действию через утрату интереса до состояния отвращения к работе и аффективного взрыва, после которого наступает разрядка и спад возбуждения.
В психологии спорта, при разработке данной проблемы установлено, что чаще всего психическое пресыщение наступает в периоде перехода от выполнения объемных нагрузок к более скоростным, но идентичным по структуре. Стремясь быстро избежать однообразия, спортсмен чаще меняет темп на более скоростной. Но так как это нежелательно из-за опасности преждевременного входа в спортивную форму, то возникает конфликт между нежеланием продолжать монотонную тренировку и сильными мотивами, побуждающими спортсмена продолжать навязываемую тренировочную программу.
В результате скука, сонливость, снижение активации, свойственные монотонии, переходят в напряжение, нервозность, беспокойство. В этом случае субъективное отвращение к монотонии тренировочной нагрузки выступает как вторичная фрустрация – конфликт.
О специфичности психического пресыщения свидетельствует его факторная структура, включающая показатели активации и самочувствия, увеличения энергозатрат, в отличие от факторной структуры монотонии, в основном связанной с мотивацией, снижением энергозатрат, парасимпатическим преобладанием.
Средствами профилактики психического пресыщения могут быть повышение значимости внутренних мотивов, повышение трудовой мотивации, положительная стимуляция, создание «окон» для индивидуальных вариаций.