Постарайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. как вы считаете, одинаковые ли формы рассеянности описаны писателями? с чем они связаны? пример 1: меналк спустился по лестнице, открыл дверь на улицу и мгновенно закрыл ее: он заметил, что до сих пор не снял ночной колпак, что чулки его спущены ниже колен и рубашка не заправлена в штаны. все еще являясь самим собой, а не кем-либо другим, меналк входит в церковь и, приняв стоящего у дверей слепого нищего за колонну, а его кружку — за чашу со святой водой, опускает в кружку руку и подносит ладонь ко лбу. внезапно услышав исходящий от колонны голос, меналк начинает молиться на нее. (да брюйер). пример 2: «приятель дорогой, здорово! где ты был? » — «в кунсткамере, мой друг! часа там три ходил: все видел, высмотрел; от удивленья, поверишь ли, не станет ни уменья пересказать тебе, ни сил. уж подлинно, что там чудес палата! куда на выдумки природа старовата! каких зверей, каких там птиц я не видал! какие бабочки, букашки, козявки, мушки, таракашки! одни, как изумруд, другие, как коралл! какие крохотны коровки! есть, право, менее булавочной головки! » — «а видел ли слона? каков собой на взгляд! я чай, подумал ты, что гору встретил? » — «да разве там он? » — «там». — «ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил». (и. а. крылов) пример 3: жил человек рассеянный на улице сел он утром на кровать, стал рубашку надевать. в рукава просунул руки, оказалось, это брюки. вместо шляпы на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на стал натягивать гамаши, говорят ему: «не ». (с. я. маршак) пример 4: известный композитор и александр порфирьевич бородин как-то принимал в своем доме гостей. утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в прихожую. в другой раз а. п. бородин отправился с женой за границу. при про-верке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. а. п. бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. чиновник посмотрел на него подозрительно. в это время подошла его жена, екатерина серге-евна, и а. п. бородин бросился к ней: «катя! ради бога, как тебя зовут? ».
Истинное невнимание (рассеяние). Его впервые описал Уильям Джемс. В это время человек отключается от чего-то важного во внешней среде, от своих планов. Его внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов. Такое состояние можно назвать прострацией. Мысли и ощущения человека при этом расплывчаты, чувствуется упадок сил, не сконцентрироваться на чем-либо определенном, отсутствие интереса к происходящему. Такой вид рассеянности возникает от бессонницы, от усталости, головной боли, монотонной и однообразной работы. Это состояние может сопровождаться скукой. Выделяют особый вид рассеяния внимания, феномен дорожного гипноза, он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.
Мнимая рассеянность возникает вследствие трудности распределения внимания (человек не может распределить внимание между разными объектами внешней и внутренней среды). Она рассматривается как негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Человек совершает ошибку из-за того, что сконцентрирован на решении какой-либо проблемы или собственных чувствах и размышлениях, и не замечает, что происходит вокруг него, например, в быту. Часто различают два её вида. Профессорская рассеянность, когда стройный и эмоционально нейтральный ход размышлений логически упорядочен и направлен на решение сложных задач. Поэтическая рассеянность, когда человек находится в состоянии мечтательности. В этих двух видах рассеянность может проявляться в ошибках невнимания, когда нарушается привычный автоматизированный ход деятельности. Любой человек, если поглощен чем-либо, становится невнимательным. Также выделяют вид мнимой рассеянности, когда внешний объект всецело поглощает внимание, например, «гипноз цели» у военных летчиков.
Ученическая рассеянность проявляется как чрезвычайная подвижность и отвлекаемость внимания. Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Встречается у детей с СДВГ и некоторых видах психопатологии.
Старческая рассеянность плохая переключаемость в сочетании с недостаточно активной концентрацией, внимание застревает на чем-либо, но при этом степень внимания невелика, и поэтому такое сосредоточение неэффективно[1].
Гештальтпсихологи в начале двадцатого века писали, что о рассеянности можно также говорить, как о напряженном невнимании к определенным действиям, мыслям, чувствам. Например, трудно сосредоточиться на определенных эмоциональных и аффективных состояниях, таких как гнев.
Также выделяют моторное, когнитивное или избирательное невнимание, например, к привычной обстановке, тиканию часов, биению сердца и т. д.
Мотивационно-обусловленное невнимание, когда человек старательно, но не всегда осознанно избегает каких-либо мест или людей, не думает об определенных темах. Такого рода рассеянность описывалась З. Фрейдом в его монографии «Психопатология обыденной жизни».
Определенные трудности сосредоточения внимания возникают при прочтении хорошо знакомого текста, часто повторяемых действий и речей и т.