Проанализируйте приведенный ниже отрывок из повести
Н. Носова и ответьте на следующие во Правильно ли понимает Витя, что такое воля?
- Что бы вы сделали, чтобы Вите в развитии его воли?
- Правильно ли понимает Витя, что такое воля?
- Что бы вы сделали, чтобы Вите в развитии его воли?
«Самое главное, подумал я, это режим. Спать буду ложиться пораньше. Вставать тоже буду пораньше и повторять перед школой уроки. После школы буду играть часа полтора в футбол, а потом на свежую голову буду делать уроки. Так, значит, я подумал и пошел играть в футбол, перед тем, как делать уроки. Я твердо решил играть не больше чем полтора часа, от силы - два, но как только я попал на футбольное поле, у меня все из головы вылетело и я очнулся, когда уже совсем наступил вечер. Уроки я опять стал делать поздно, когда голова уже плохо соображала, и дал сам себе обещание, что на следующий день не буду так долго играть. Но на следующий день повторилась та же история. Пока мы играли, я все время думал: „Вот забьем еще один гол, и я пойду домой", - но почему-то так получалось, что, когда мы забивали гол, я решал, что пойду домой, когда мы еще один гол забьем. Так и тянулось до самого вечера. Тогда я сказал сам себе: „Стоп. У меня что-то не получается!" И стал думать, почему же у меня так получается. Вот я думал, думал, и наконец мне стало ясно, что у меня совсем нет воли. Т.е. у меня воля есть, только она не сильная, а совсем-совсем слабенькая воля. Если мне надо что-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя это делать, а если мне не надо чего-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя этого не делать. Вот, например, если я начну читать какую-нибудь интересную
книжку, то читаю и читаю и никак не могу оторваться. Мне, например, надо делать уроки или пора уже ложиться спать, а я все читаю... И вот то же самое с этим футболом. Не хватает у меня силы воли кончить вовремя игру, да и только! Когда я все это обдумал, то даже сам удивился. Я воображал,
будто я человек с очень сильной волей и твердым характером, а оказалось, что я человек безвольный, слабохарактерный. Я решил, что мне надо развивать сильную волю. Что нужно делать для этого? Для этого я буду делать не то, что хочется, а то, чего вовсе не хочется. Не хочется утром делать зарядку - а я буду делать. Хочется идти играть в футбол - а я не пойду. Хочется почитать интересную книжку - а я не стану. Решил начать сразу, с этого же дня...Наутро я встал - мне очень не хотелось делать зарядку, - но я
все-таки сделал, потом пошел под кран обливаться холодной водой, потому что обливаться мне тоже не хотелось. Потом позавтракал и пошел в школу. В этот день я решил в футбол не играть, а отдохнуть часика полтора и тогда уже взяться за уроки. И вот после обеда я стал отдыхать. Но как отдыхать так отдыхать ведь не станешь. Отдых - это игра или какое-нибудь интересное занятие.
„Чем же заняться? -думаю я. - Во что поиграть?" Потом думаю: „Пойду-ка поиграю с ребятами в футбол". Не успел я это подумать, как ноги сами вынесли меня на улицу. Иду я по улице и вдруг думаю: „Стоп! Что же это я делаю? Раз мне хочется играть в футбол, то не нужно. Разве так воспитывают сильную волю?" Я тут же хотел вернуться назад, но подумал: „Пойду и посмотрю, как ребята играют, а сам играть не
буду". Пришел, смотрю, а там уже игра в самом разгаре. Шишкин увидел меня, кричит: „Где же ты ходишь? Нам уже десять голов насажали! Скорей выручай!" И тут уж я сам не заметил, как ввязался в игру. Домой снова вернулся поздно и думаю: „Эх, безвольный я человек! С утра так хорошо начал, а потом из-за этого футбола все испортил!"»
Классификация общения по целям и содержанию
Виды общения в психологии: классификация форм и типов
Осознанные контакты имеют цели, которые различаются из-за определенных условий и того, чем этот активный вид деятельности вызван, например:
Биологические. Связываются с характеристиками субъекта, нужны для развития организма, удовлетворения базовых потребностей.
Социальные. Используются для расширения и укрепления контактов, а также отношений, необходимых для личностного развития.
В зависимости от содержания, разговор может быть:
Мотивационный. Во время процесса происходит передача установок, побуждение к действию или готовности.
Когнитивным — с передачей необходимой информации для расширения кругозора, содействующей развитию навыков и
Кондиционный. При нем происходит обмен психическими состояниями, необходимых для достижения человеком определенного расположения духа или физических ощущений.
Материальный. Связывают с получением каких-либо благ, наиболее характерно для партнеров по бизнесу, стремящихся к заключению взаимовыгодной сделки.
:))
Если я на месте типичного преподавателя, то мне необходимо разорвать замкнутый "маньячный" круг, сломать сценарий. Например на каждое опоздание студента, я определённо реагирую. Вот как выглядит этот круг ( например) :
1) Студент опаздывает
2) Моя реакция
3) Обещания и оправдания студента
4) снова всё начинается с 1 - го пункта
В этом заключается замкнутый круг.
Чтобы порвать этот круг, надо сделать то, что СОВСЕМ не входит в этот сценарий.
Приведу пример :
Учитель из урока в урок не может успокоить класс. Каждый раз всё повторяется по одной схеме, и его усилия не дают результатов ( потому что он действует в рамках сценария)
Что же ему делать ?
Что-то невходящее в сценарий!
Например, встать ногами на стол, пройтись по подоконику, кукарекать и т. д.
Цель будет достигнута мгновенна :
Дети от удивление угомонятся и учитель сможет привлечь и задержать их внимание.
Анологично, решается ваша проблема.
Сломайте сценарий!
P. S. Боятся все люди. Это нормально. Не боятся только психопаты или дураки.
Чтобы решить проблему, нужно выйти за её рамки.