Согласно исследованию самооценки подростков Д.И. Фельдштейна, на первой стадии (10 – 11 лет) детям свойственна особая критичность в самооценке. При обследовании 34% мальчиков и 26% девочек дали себе полностью отрицательную характеристику, примерно 70% испытуемых, хотя и нашли у себя позитивные черты, обнаружили преобладание негативных. Потребность в самооценке (и одновременно неумение себя оценивать) проявляется очень остро.
На второй стадии (12 – 13 лет) на фоне общей адекватной самооценки большинства подростков, появляется ситуативное отношение к себе, нередко отрицательное и зависящее от отношения окружающих, прежде всего сверстников.
Третья стадия (14 – 15 лет) развития самооценки в подростковом возрасте характеризуется ориентацией на некий эталон (81%), состоящий из идеальных черт других людей. В этот период возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе "здесь и теперь", и основанная на сопоставлении себя как личности и своего поведения с определенными нормами, выступающими как "идеальная форма" себя и своего поведения.
ответ:Изучение личности - одно из самых интересных направлений психологии.
Память, мышление, речь, внимание - это познавательные процессы, которые изучает психология. Объектом ее внимания также являются психические свойства: темперамент, характер мотивации, и проч.
Но наука психология, направленная на частности, не будут иметь смысла если потеряет из вида личность.
В публичном пространстве личность ассоциируется с популярностью, «харизмой», достижениями, авторитетностью. У кого-то этих качеств в избытке, а кто-то не может похвастаться ничем выдающимся.
Почему одни люди более общительны и эмоциональны? Почему другие нерешительны и обидчивы?
И на эти вопросы также пытается ответить психология.
Но так повелось в этой науке, что каждый исследователь избирал свой «Подход» к изучению личности. На основе каждого отдельного «Подхода» формировалась своя «Теория».
Долгое время официальная психология опиралась на семь основных «Теорий личности». Их изначально было больше, но это основные:
Динамическая теория Зигмунда Фрейда,
Аналитическая теория Карла Густава Юнга,
Индивидуальная теория Альфреда Адлера,
Когнитивный подход.
Поведенческий подход. (Бихевиоризм).
Гуманистический подход,
Феноменологический подход Карла Роджерса.
В Советском Союзе не принято было перенимать западный опыт, поэтому у нас сформировалась своя субъектно-деятельностная теория личности.
Она нисколько не уступает западным и дала психологическому миру такие имена, как А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн.
К сегодняшнему дню наука «Психология личности» накопила столько теорий, что за всеми невозможно уследить. И нет такой необходимости, потому что некоторые из них просто «перепевают» на свой манер классиков, а какие-то не имеют доказательной базы и не выдерживают серьезной критики. Процесс рождения новых теорий личности продолжается и нас, возможно, еще ждут открытия.
Так ли существенны различия между разными подходами?
Попробуем сравнить фрейдизм с гуманистической теорией Абрахама Маслоу.
Личность по Фрейду к моменту становления неизбежно невротична, потому что на пути взросления должна преодолеть ряд сложных кризисов, но это такая «полоса препятствий», что «прийти к финишу» здоровым никому не под силу. Поэтому психоанализ работает с уже заведомо невротической личностью.
Эта личность несовершенна, противоречива и зависима от «бессознательного».
Гуманистическая психология, напротив, считает, что здоровая основа - зерно личности. Человек, по Маслоу, стремится к достижению гармонии, имеет потребность самоактуализации и достигнуть вершин личностного развития.
Нет, возражают бихевиористы, словами доктора из «Формулы любви»: «Голова - предмет темный. Исследованию не подлежит».
Это стало программой бихевиористов, сформулированной ещё в начале ХХ века Джоном Уотсоном. Осознание, переживание, осмысление и прочие сугубо личные психические процессы бихевиористы считают субъективными и не рассматривают как предмет изучения, попросту игнорируют.
Их интересует только поведение человека, которое можно изучить и объяснить.
От поведенческого подхода отпочковалось большинство современных теорий. Некоторые из них, в своей крайней позиции, доходят до отрицания самого понятия «личность», (например, Б. Ф. Скиннер), а поведение человека рассматривают по аналогии с поведением животных.
Объяснение:
Согласно исследованию самооценки подростков Д.И. Фельдштейна, на первой стадии (10 – 11 лет) детям свойственна особая критичность в самооценке. При обследовании 34% мальчиков и 26% девочек дали себе полностью отрицательную характеристику, примерно 70% испытуемых, хотя и нашли у себя позитивные черты, обнаружили преобладание негативных. Потребность в самооценке (и одновременно неумение себя оценивать) проявляется очень остро.
На второй стадии (12 – 13 лет) на фоне общей адекватной самооценки большинства подростков, появляется ситуативное отношение к себе, нередко отрицательное и зависящее от отношения окружающих, прежде всего сверстников.
Третья стадия (14 – 15 лет) развития самооценки в подростковом возрасте характеризуется ориентацией на некий эталон (81%), состоящий из идеальных черт других людей. В этот период возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе "здесь и теперь", и основанная на сопоставлении себя как личности и своего поведения с определенными нормами, выступающими как "идеальная форма" себя и своего поведения.
ответ:Изучение личности - одно из самых интересных направлений психологии.
Память, мышление, речь, внимание - это познавательные процессы, которые изучает психология. Объектом ее внимания также являются психические свойства: темперамент, характер мотивации, и проч.
Но наука психология, направленная на частности, не будут иметь смысла если потеряет из вида личность.
В публичном пространстве личность ассоциируется с популярностью, «харизмой», достижениями, авторитетностью. У кого-то этих качеств в избытке, а кто-то не может похвастаться ничем выдающимся.
Почему одни люди более общительны и эмоциональны? Почему другие нерешительны и обидчивы?
И на эти вопросы также пытается ответить психология.
Но так повелось в этой науке, что каждый исследователь избирал свой «Подход» к изучению личности. На основе каждого отдельного «Подхода» формировалась своя «Теория».
Долгое время официальная психология опиралась на семь основных «Теорий личности». Их изначально было больше, но это основные:
Динамическая теория Зигмунда Фрейда,
Аналитическая теория Карла Густава Юнга,
Индивидуальная теория Альфреда Адлера,
Когнитивный подход.
Поведенческий подход. (Бихевиоризм).
Гуманистический подход,
Феноменологический подход Карла Роджерса.
В Советском Союзе не принято было перенимать западный опыт, поэтому у нас сформировалась своя субъектно-деятельностная теория личности.
Она нисколько не уступает западным и дала психологическому миру такие имена, как А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн.
К сегодняшнему дню наука «Психология личности» накопила столько теорий, что за всеми невозможно уследить. И нет такой необходимости, потому что некоторые из них просто «перепевают» на свой манер классиков, а какие-то не имеют доказательной базы и не выдерживают серьезной критики. Процесс рождения новых теорий личности продолжается и нас, возможно, еще ждут открытия.
Так ли существенны различия между разными подходами?
Попробуем сравнить фрейдизм с гуманистической теорией Абрахама Маслоу.
Личность по Фрейду к моменту становления неизбежно невротична, потому что на пути взросления должна преодолеть ряд сложных кризисов, но это такая «полоса препятствий», что «прийти к финишу» здоровым никому не под силу. Поэтому психоанализ работает с уже заведомо невротической личностью.
Эта личность несовершенна, противоречива и зависима от «бессознательного».
Гуманистическая психология, напротив, считает, что здоровая основа - зерно личности. Человек, по Маслоу, стремится к достижению гармонии, имеет потребность самоактуализации и достигнуть вершин личностного развития.
Нет, возражают бихевиористы, словами доктора из «Формулы любви»: «Голова - предмет темный. Исследованию не подлежит».
Это стало программой бихевиористов, сформулированной ещё в начале ХХ века Джоном Уотсоном. Осознание, переживание, осмысление и прочие сугубо личные психические процессы бихевиористы считают субъективными и не рассматривают как предмет изучения, попросту игнорируют.
Их интересует только поведение человека, которое можно изучить и объяснить.
От поведенческого подхода отпочковалось большинство современных теорий. Некоторые из них, в своей крайней позиции, доходят до отрицания самого понятия «личность», (например, Б. Ф. Скиннер), а поведение человека рассматривают по аналогии с поведением животных.
Объяснение: