Методология— это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет достижения и построения какого-либо определенного знания. В современных работах методология социальной психологи рассматривается как трехуровневая система.
Первый уровень — общая методология, некий общий философский подход познания явлений объективного мира. Методология этого уровня формулирует общие принципы, которые осознанно или бессознательно применяются в социопсихологических исследованиях. Это антропоцентристский подход. Он означает, что для социальной психологии принципиально важен вопрос о соотношении общества и личности. Для понимания общей методологии отметим, что философские принципы обычно не применяются в исследованиях каждой науки (в том числе, естественно, и социальной психологии) непосредственно. Они преломляются в ней через принципы специальной методологии.
Второй уровень — частная, или специальная, методология. Она представляет собой совокупность методологических принципов, которые используются уже в конкретной области знания, применительно к специфическому объекту исследования, более узкой сфере знания. Социальной психологии специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов психологии и социологии. Специфические принципы, присущие обеим, дисциплинам, как бы трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования, определяют исследовательскую стратегию. В своей работе «Социальная психология» Г.М. Андреева раскрывает соотношение общей и частной (специальной) методологии на примере принципа деятельности — одного из основополагающих принципов социальной психологии в марксистской интерпретации.
Наконец, третий уровень — методология как совокупность конкретных приемов. Обычно это называют термином «методика». Важная особенность таких приемов состоит в том, что они могут быть (и обычно являются) относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
В социальной психологии, как и в любой другой науке, научное исследование представляет собой специальную процедуру или набор процедур, которые имеют (или должны иметь, чтобы претендовать настатус научного исследования) следующие сущностные черты:
— исследование имеет дело с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые можно собрать с вполне конкретных методик, техник, приемов;
— в исследовании самостоятельно решаются эмпирические, логические и теоретические задачи;
— для исследования характерно более или менее четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями и отработаны процедуры проверки гипотез;
цель исследования состоит в объяснении фактов и явлений и в прогнозировании их.
Таким образом, любое научное исследование — это поиск, тщательный отбор эмпирических данных — конкретных фактов, вывод с этих фактов определенных принципов, проверка их и использование в прогнозировании.
Источник любых данных в социальной психологии — сам человек. Другой взгляд на эмпирические данные в рамках научносоциально-психологического исследования касается их объема. Он бывает различным. Если это большой массив данных, объективно позволяющий установить определенные связи между их различными группами, то такой объем данных называют корреляционным. Если данных не очень много, и исследователь сам (субъективно) устанавливает какие-то связи и отношения в этих данных, то такой объем называется экспериментальным.
Существенным в рамках социально-психологического исследования выступает и вопрос о формулировке принципов на основе собранных данных. Специфика социальной психологии, как и психологии вообще, состоит в том, что здесь отсутствует так называемая научная строгость, присущая точным естественным наукам (физике, математике и др.), где одни положения теории строго последовательно (дедуктивным или иным методом) выводятся из других положений. В социально-психологическом исследовании важное место занимает гипотеза. Именно она представляет собой в такого рода исследовании теоретическую форму знания. Здесь особенно сложен вопрос о проверке гипотез и построении более или менее обоснованных прогнозов. Существует специфика верифицируемое™ естественно- научного (точного) и гуманитарного знания — эти области далеко не всегда стыкуются между собой. К оценке требования верифицируемости социально-психологического знания все еще подходят с точки зрения требований естественнонаучного знания, где провозглашается жесткий принцип сопоставления данных науки с данными непосредственного чувственного опыта.
Взрослые, как правило, начинают приобщать детей начального возраста к общечеловеческим ценностям, которые включают в себя моральное и природное восприятия, тем самым создавая в детях потребность к осознанию культурных возможностей и положительных качеств к окружающим. Что касается формирования личностных качеств, то ребёнок на данный момент не готов что–либо формировать в своей сущности, опираясь только на воссоздание своего характера. Личность дети начинают формировать только в процессе своей учебной деятельности и не ранее восьми лет.
Методология— это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет достижения и построения какого-либо определенного знания. В современных работах методология социальной психологи рассматривается как трехуровневая система.
Первый уровень — общая методология, некий общий философский подход познания явлений объективного мира. Методология этого уровня формулирует общие принципы, которые осознанно или бессознательно применяются в социопсихологических исследованиях. Это антропоцентристский подход. Он означает, что для социальной психологии принципиально важен вопрос о соотношении общества и личности. Для понимания общей методологии отметим, что философские принципы обычно не применяются в исследованиях каждой науки (в том числе, естественно, и социальной психологии) непосредственно. Они преломляются в ней через принципы специальной методологии.
Второй уровень — частная, или специальная, методология. Она представляет собой совокупность методологических принципов, которые используются уже в конкретной области знания, применительно к специфическому объекту исследования, более узкой сфере знания. Социальной психологии специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов психологии и социологии. Специфические принципы, присущие обеим, дисциплинам, как бы трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования, определяют исследовательскую стратегию. В своей работе «Социальная психология» Г.М. Андреева раскрывает соотношение общей и частной (специальной) методологии на примере принципа деятельности — одного из основополагающих принципов социальной психологии в марксистской интерпретации.
Наконец, третий уровень — методология как совокупность конкретных приемов. Обычно это называют термином «методика». Важная особенность таких приемов состоит в том, что они могут быть (и обычно являются) относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
В социальной психологии, как и в любой другой науке, научное исследование представляет собой специальную процедуру или набор процедур, которые имеют (или должны иметь, чтобы претендовать настатус научного исследования) следующие сущностные черты:
— исследование имеет дело с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые можно собрать с вполне конкретных методик, техник, приемов;
— в исследовании самостоятельно решаются эмпирические, логические и теоретические задачи;
— для исследования характерно более или менее четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями и отработаны процедуры проверки гипотез;
цель исследования состоит в объяснении фактов и явлений и в прогнозировании их.
Таким образом, любое научное исследование — это поиск, тщательный отбор эмпирических данных — конкретных фактов, вывод с этих фактов определенных принципов, проверка их и использование в прогнозировании.
Источник любых данных в социальной психологии — сам человек. Другой взгляд на эмпирические данные в рамках научносоциально-психологического исследования касается их объема. Он бывает различным. Если это большой массив данных, объективно позволяющий установить определенные связи между их различными группами, то такой объем данных называют корреляционным. Если данных не очень много, и исследователь сам (субъективно) устанавливает какие-то связи и отношения в этих данных, то такой объем называется экспериментальным.
Существенным в рамках социально-психологического исследования выступает и вопрос о формулировке принципов на основе собранных данных. Специфика социальной психологии, как и психологии вообще, состоит в том, что здесь отсутствует так называемая научная строгость, присущая точным естественным наукам (физике, математике и др.), где одни положения теории строго последовательно (дедуктивным или иным методом) выводятся из других положений. В социально-психологическом исследовании важное место занимает гипотеза. Именно она представляет собой в такого рода исследовании теоретическую форму знания. Здесь особенно сложен вопрос о проверке гипотез и построении более или менее обоснованных прогнозов. Существует специфика верифицируемое™ естественно- научного (точного) и гуманитарного знания — эти области далеко не всегда стыкуются между собой. К оценке требования верифицируемости социально-психологического знания все еще подходят с точки зрения требований естественнонаучного знания, где провозглашается жесткий принцип сопоставления данных науки с данными непосредственного чувственного опыта.
Взрослые, как правило, начинают приобщать детей начального возраста к общечеловеческим ценностям, которые включают в себя моральное и природное восприятия, тем самым создавая в детях потребность к осознанию культурных возможностей и положительных качеств к окружающим.
Что касается формирования личностных качеств, то ребёнок на данный момент не готов что–либо формировать в своей сущности, опираясь только на воссоздание своего характера. Личность дети начинают формировать только в процессе своей учебной деятельности и не ранее восьми лет.