Постпозитивизм. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм(вторая половина – конец XX в.). В рамках постпозитивизма условно можно выделить два основных направления (естественно, обнаруживающих между собой общность):
2)релятивистское (Томас Кун (1922 – 1996), Пол Фейерабенд (1924 – 1994) и др.)
Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902 – 1994) свою философскую концепцию критического рационализмаразрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма. К их числу относятся:
1. Проблема демаркации – понятие из философской концепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.
2. Принцип фальсификации – принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», ненауки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. По мысли философа, научная теория не может согласовываться со всеми без исключения фактами. Необходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от неопозитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание – знание, находящееся в стадии становления.
3. Принцип фаллибилизма – принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
4. Теория «трех миров» – теория философской концепции К. Поппера, утверждающая существование первого мира – мира объектов, второго мира – мира субъектов и третьего мира – мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.
Таким образом, постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма в целом – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов: как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих, возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий и т.п. Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов (прежде всего Томаса Куна), наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я приглашаю вас принять участие в агитбригаде «Мы за ЗОЖ! Мы против вредных привычек!»!
Давайте заглянем в тридевятое царство и посмотрим, как там проходит борьба за зож.
В некотором царстве, в некотором государстве
Жил-был царь горох,
Собой не дурен и не плох.
Занимался он тем в своей Отчизне,
Что продвигал здоровый образ жизни.
(На троне сидит печальная царевна, задумчиво ходит царь из угла в угол)
Царь: Что мне делать?
Как мне быть?
Как мне лучше поступить?
Как мне людям объяснить,
Что нельзя так больше жить?
(Выходят вредные привычки)
Конопля: Успокойся милый царь,
Сейчас мы сходим на плантарь.
Выкурим мы косячок.
И ты поймешь, что это пустячок!
Водка: Сделаешь меня глоток
И почувствуешь толчок!
Сразу станет хорошо
И захочется еще!
Сигарета: Посмотрите на меня
И красива и стройна!
Затянись-ка пару раз
И все станет просто класс!
Царь: Ты прекрасна спору нет,
Но ведь дым твой – это вред!
Он приносит много бед!
(появ-ся наркомания)
- Меня зовут Наркомания! Я сильнее всех на свете. Ноги и руки у меня длинные! Желудок у меня ненасытный! Голову держу высоко, язык мой необузданный, глаза бесстыжие. Если кто подружится со мной, изменит всю свою жизнь. У меня много слуг!(показывает на вредные привычки) Кто несчастен и обречен на муки? Мои слуги! Кто совершает преступления ради очередной дозы? Мои слуги! Кто развращен и лишен нравственности? Да мои слуги! Кто умрет внезапно от передозировки или погибнет от рук своих же дружков? И это мои слуги!
(Царевна встает с трона и отталкивает Коноплю , Сигарету, Водку от царя)
Ведущий: Подождите, подождите!
Вы немножко
И прислушайтесь вот к ним
Сценка «Странные гости».
(Тяжело дыша и кашляя, сгибаясь под грузом огромной пачки сигарет, на сцену выходят Сердце и Легкие.)
Сердце: Э-эх, стукну! Легкие: Э-эх, вздохнем! Вместе: Еще разик, еще раз!
Сердце: 1. Работаю как вол я, Стучу не прекращая, Чтобы хозяин жил, Учился и дружил.
2. А он вместо заботы, Пробежек по субботам, Прогулок и зарядки Дымит лишь без оглядки.
3. Ох, сердце я больное И старое такое, Хотя хозяин мой Совсем ведь молодой.
Легкие:
3. А наш хозяин глупый, Все время нас он губит. Совсем не понимает, Что рак одолевает. 4. Подумайте, как страшно В руках болезни быть. Вот если б не курил, То мог бы дольше жить.
Выходит ребенок «желудок
Убивают! Ой, как больно, нету сил, А ведь мозг его давно просил, Чтобы больше не курил. Значит, он меня не любит, Никотином тихо губит, Никотином тихо губит, губит, губит.
Выходит ребенок «мозг». Я мозг хозяина несчастный, Весь прокуренный ужасно. Ничего не понимаю, Буквы, цифры забываю, Совсем учиться разучился, И со здоровьем очень плохо. Вот так до точки докатился. Плохо мне, плохо мне!
Царевна:: Тоскует сердце, мозг, сосуды, почки, Слабеют легкие, от дыма почернев. Мы кашляем весь день и даже ночью, Страдает печень, яда не одолев. Остановитесь, люди, жизнь прекрасна! Но с ними (показывает на вредные привычки)счастье улетает прочь. Не сразу, - постепенно и ужасно, И лучший врач не сможет вам
Постпозитивизм. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм(вторая половина – конец XX в.). В рамках постпозитивизма условно можно выделить два основных направления (естественно, обнаруживающих между собой общность):
1) фаллибилистское (Карл Поппер (1902 – 1994), Имре Лакатос (1922 – 1974) и др.);
2)релятивистское (Томас Кун (1922 – 1996), Пол Фейерабенд (1924 – 1994) и др.)
Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902 – 1994) свою философскую концепцию критического рационализмаразрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма. К их числу относятся:
1. Проблема демаркации – понятие из философской концепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.
2. Принцип фальсификации – принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», ненауки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. По мысли философа, научная теория не может согласовываться со всеми без исключения фактами. Необходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от неопозитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание – знание, находящееся в стадии становления.
3. Принцип фаллибилизма – принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
4. Теория «трех миров» – теория философской концепции К. Поппера, утверждающая существование первого мира – мира объектов, второго мира – мира субъектов и третьего мира – мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.
Таким образом, постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма в целом – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов: как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих, возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий и т.п. Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов (прежде всего Томаса Куна), наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я приглашаю вас принять участие в агитбригаде «Мы за ЗОЖ! Мы против вредных привычек!»!
Давайте заглянем в тридевятое царство и посмотрим, как там проходит борьба за зож.
В некотором царстве, в некотором государстве
Жил-был царь горох,
Собой не дурен и не плох.
Занимался он тем в своей Отчизне,
Что продвигал здоровый образ жизни.
(На троне сидит печальная царевна, задумчиво ходит царь из угла в угол)
Царь: Что мне делать?
Как мне быть?
Как мне лучше поступить?
Как мне людям объяснить,
Что нельзя так больше жить?
(Выходят вредные привычки)
Конопля: Успокойся милый царь,
Сейчас мы сходим на плантарь.
Выкурим мы косячок.
И ты поймешь, что это пустячок!
Водка: Сделаешь меня глоток
И почувствуешь толчок!
Сразу станет хорошо
И захочется еще!
Сигарета: Посмотрите на меня
И красива и стройна!
Затянись-ка пару раз
И все станет просто класс!
Царь: Ты прекрасна спору нет,
Но ведь дым твой – это вред!
Он приносит много бед!
(появ-ся наркомания)
- Меня зовут Наркомания! Я сильнее всех на свете. Ноги и руки у меня длинные! Желудок у меня ненасытный! Голову держу высоко, язык мой необузданный, глаза бесстыжие. Если кто подружится со мной, изменит всю свою жизнь. У меня много слуг!(показывает на вредные привычки)
Кто несчастен и обречен на муки? Мои слуги!
Кто совершает преступления ради очередной дозы? Мои слуги!
Кто развращен и лишен нравственности? Да мои слуги!
Кто умрет внезапно от передозировки или погибнет от рук своих же дружков? И это мои слуги!
(Царевна встает с трона и отталкивает Коноплю , Сигарету, Водку от царя)
Ведущий: Подождите, подождите!
Вы немножко
И прислушайтесь вот к ним
Сценка «Странные гости».
(Тяжело дыша и кашляя, сгибаясь под грузом огромной пачки сигарет, на сцену выходят Сердце и Легкие.)
Сердце: Э-эх, стукну!
Легкие: Э-эх, вздохнем!
Вместе: Еще разик, еще раз!
Сердце:
1. Работаю как вол я,
Стучу не прекращая,
Чтобы хозяин жил,
Учился и дружил.
2. А он вместо заботы,
Пробежек по субботам,
Прогулок и зарядки
Дымит лишь без оглядки.
3. Ох, сердце я больное
И старое такое,
Хотя хозяин мой
Совсем ведь молодой.
Легкие:
3. А наш хозяин глупый,
Все время нас он губит.
Совсем не понимает,
Что рак одолевает.
4. Подумайте, как страшно
В руках болезни быть.
Вот если б не курил,
То мог бы дольше жить.
Выходит ребенок «желудок
Убивают!
Ой, как больно, нету сил,
А ведь мозг его давно просил,
Чтобы больше не курил.
Значит, он меня не любит,
Никотином тихо губит,
Никотином тихо губит, губит, губит.
Выходит ребенок «мозг».
Я мозг хозяина несчастный,
Весь прокуренный ужасно.
Ничего не понимаю,
Буквы, цифры забываю,
Совсем учиться разучился,
И со здоровьем очень плохо.
Вот так до точки докатился.
Плохо мне, плохо мне!
Царевна::
Тоскует сердце, мозг, сосуды, почки,
Слабеют легкие, от дыма почернев.
Мы кашляем весь день и даже ночью,
Страдает печень, яда не одолев.
Остановитесь, люди, жизнь прекрасна!
Но с ними (показывает на вредные привычки)счастье улетает прочь.
Не сразу, - постепенно и ужасно,
И лучший врач не сможет вам
(Выходят все вредные привычки):
Убедили вы всех нас,
И уйдем мы все от вас!(уходят.)
Царь вам, друзья,
Что поддержали вы меня!
Надеюсь, что теперь в моей Отчизне
Будет процветать здоровый образ жизни!
(выходят все участники)
*Аплодисменты*